Хроники Александрии

Ячейки без секретов

, 11.02.2013

„Недавно со мной произошел неприятный случай. Я оставила пакет в камере хранения супермаркета и пошла за покупками в торговый зал. Скупившись, отправилась домой и только там вспомнила, что забыла пакет в магазине. Было уже поздно, и я решила, что заберу его утром. Но когда пришла в магазин, то увидела, что все ячейки открыты, а моего пакета нет. Когда я обратилась к охраннику, то он сказал, что у них такое правило: вскрывать ячейки после ухода посетителей и проверять их содержимое для выявления опасных предметов — а вдруг там бомбу террористы подложили! На вопрос, где же мой пакет, он лишь пожал плечами. Когда я начала возмущаться, к нам вышла администратор супермаркета и спросила, что было в пакете и на какую сумму, узнав, что там был корм для кошки стоимостью 27 гривен, она, видимо, чтобы не поднимать шума, молча достала из кармана названную сумму и отдала мне. Бог с ним, с кормом, но меня возмутило отношение к вещам покупателей. Если, как написано на табличке, вывешенной у камеры хранения, „администрация не несет ответственности за сохранность вещей”, то и поступать так по-хамски с вещами посетителей они не имеют права. Может, я не права?”
Алла Серова

Наверное, права, поэтому мы решили разобраться, как же поступать в подобных случаях. Администратор супермаркета этой торговой сети сказала, что в таких случаях нужно обращаться на их „горячую линию”. Туда мы и обратились. Вежливый голос в трубке „горячей линии” сказал, что они обязательно разберутся и перезвонят, но позже „послал” нас… в милицию.

Тогда мы решили пройтись по всем крупным супермаркетам и узнать, как там решаются подобные вопросы. Оказалось, что воровство из ячеек хранения — явление редкое, а вот случаи, как с нашей читательницей, бывают часто. Каких-либо конкретных инструкций для таких ситуаций не существует, и каждая торговая сеть решает эти вопросы на свое усмотрение.

Например, в „Фуршете” вещи на хранение принимал раньше сотрудник магазина и, соответственно, нес ответственность за их сохранность. Теперь эту должность сократили, и покупатели самостоятельно пользуются ячейками для хранения. А служба охраны ежедневно проверяет их содержимое, и если оставленная там вещь не представляет опасности, ячейку закрывают. Бывали случаи, когда хозяева забытых вещей объявлялись аж через неделю.

В „Сільпо” забытые вещи изымаются и передаются на хранение службе безопасности, а выдаются хозяину по предъявлению удостоверения личности и после того, как последний опишет приметы забытой вещи.

Также мы выяснили, что выявить воришку, как, например, „любителя” кошачьего корма, можно легко, просмотрев записи видеокамер — сейчас они установлены во всех супермаркетах. Но возиться с такой мелочевкой, как пропавший пакет, ни у администраций магазинов, ни у сотрудников милиции, которых нужно вызывать в таких случаях, особого желания нет.

Насчет того, оставлять вещи в камерах хранения или нет, во всех супермаркетах нас заверили, что это право покупателя, и никто не имеет права заставить его оставлять личные вещи в ячейках хранения.

Но все-таки отвечает администрация за сохранность вещей или нет? На страницах Интернета многие юристы заявляют, что „да” — отвечает. Ссылаясь на Гражданский кодекс Украины, они говорят: если магазин „выдал” вам ключ от его камеры хранения, то значит, заключил с вами устный договор о передаче вещи на хранение со всеми, согласно законодательству, вытекающими последствиями. Но вот что странно: ни в одной из этих статей (как это всегда бывает в других ситуациях) не приводится ни одного примера, когда бы пострадавший от воровства заявил о своих правах и заставил администрацию компенсировать утраченное. Но как простому смертному покупателю заявить о своих правах? Современные торговые сети — это большие финансовые империи, не подвластные на местном уровне никому. А их юридические службы ой как подкованы!

Вот что говорит по этому поводу директор юридической фирмы „Хортица” Антон Поташенко.

— Данную проблему можно рассматривать с разных позиций. Важным моментом при привлечении к ответственности виновного лица будет необходимость сначала доказать, что фактически имел место устный договор хранения поклажи, который был заключён между покупателем и торговой организацией. Если покупатель отдаёт свои вещи уполномоченному работнику магазина на временное хранение, а тот взамен выдаёт жетон, то здесь имеют место договорные отношения, и хранитель обязан обеспечить все условия для сохранности переданной вещи и заботиться о ней, как о своей собственной.

Правда, система принятия работником магазина вещей на хранение встречается нечасто. Более распространены ситуации, когда покупатель заходит и самостоятельно кладёт свои вещи в ячейку. В случае возникновения спорной ситуации администрация магазина может отрицать факт заключения договора хранения, поскольку, как правило, нигде в помещении магазина не висит табличка с требованием сдавать вещи на хранение, а на самих ячейках также зачастую нет указания, что это именно камеры хранения. Также могут висеть предупреждающие таблички „Администрация магазина не несёт ответственности за сохранность личных вещей”. А, следовательно, ячейки хоть и могут использоваться для хранения личных вещей, но нигде не устанавливается обязанность магазина следить за их сохранностью.

Если же работники магазина принудили покупателя сдать вещи, то только в этом случае можно говорить о заключении договора хранения, поскольку данное действие произошло с ведома персонала, значит, было акцептировано (одобрено).

В конце 2011 года Кабинет Министров утвердил новые положения Правил торгового обслуживания потребителей (покупателей). Там были внесены изменения, которые устанавливают обязанность торгового заведения обеспечить реализацию товаров без необходимости сдачи на хранение личных вещей покупателей. То есть покупатель имеет полное право зайти в торговый зал, не сдавая вещей, а проблема контроля за поведением такого покупателя ложится на службу охраны.

И вдобавок к вышесказанному: если при выходе из магазина вас попросят показать содержимое сумок и пакетов, посылайте охранников на… 6-го Декабря — в милицию: только их сотрудники имеют право на такие действия.

Сергей Гавриленко

Комментарии:

  1. Вот что говорит по этому поводу директор юридической фирмы „Хортица” Антон Поташенко.

    А еще, директор юридической фирмы „Хортица” Антон Поташенко, он же Матрос, он же Генацвале, расскажи чесному люду как ты в 2006 году добро народное, работая в ДВС, пытался себе присвоить и чем это все для тебя закончилось? Вот это будет интересно!

    гость,
    20f21da

Добавить комментарий: