Хроники Александрии

Юбилей с чувством горечи

, 14.04.2012

В приказе № 65 Министерства электротехнической промышленности СССР от 1 марта 1977 года говорится об открытии в городе Александрии предприятия по производству специального технологического инструмента, оснастки и металлоизделий — завода „Автоштамп”. С этих коротких строчек началась история одного из самых известных предприятий не только в нашем городе, но и во всей Украине. Судьбы тысяч александрийцев переплелись с непростой судьбой этого завода.

В те годы стране нужны были изделия, о которых говорилось в приказе, поэтому предприятие должно было вступить в строи любой ценой и в кратчайшие сроки. А так как, кроме оборудования, за предприятием ничего не числилось, было принято решение арендовать цеха Александрийского кирпичного завода. Закипела работа по наладке оборудования. Параллельно шло строительство собственных корпусов. Уже к концу 1977 года в эксплуатацию было введено 3 тысячи квадратных метров производственных площадей.

Работать на этом предприятии считалось престижным. Престижным не только потому, что здесь хорошая зарплата и большие премиальные, но и потому, что работа была творческой. Здесь были собраны лучшие инженерные "мозги", благодаря которым „Автоштамп” быстро вырос в лидеры отечественной машиностроительной промышленности. Первым директором завода был Борис Головатенко. Сначала под его руководством работало 200 человек, но уже через несколько лет штат предприятия вырос в несколько раз. А само производство, как на дрожжах, росло многократно.

В 1988 году началась особая веха „Автоштампа”. Предприятие возглавил Виктор Саенко. С его именем связана самая знаменитая и самая печальная глава заводской истории. Называется она — комбайн „Лан”…

Мне, как журналисту, довелось общаться и с Виктором Митрофановичем, и нынешним руководством завода, и с другими людьми, стоявшими у истоков создания концерна. И сегодня, по прошествии тех лет, можно резюмировать все ранее ими сказанное: создание нашего современного надежного комбайна было невозможно в принципе. Да, была прекрасная задумка, был энтузиазм, азарт, был разработан отличный проект, но не было главного — государственной поддержки. Да, приезжали к нам руководители всех уровней. Да, сам президент Леонид Кучма говорил, как необходим стране такой комбайн. А от конструкторского бюро, разрабатывающего этот проект, он был просто в восторге. Он сказал, что если бы наши ракеты проектировались в таком КБ, какое создано на „Автоштампе”, то мы были бы чуть ли не впереди планеты всей. Здесь нужно напомнить, что наши заводчане одними из первых в стране перешли работать с кульманов на компьютеры. При этом восемьдесят опытнейших инженеров работали в две смены! Это и позволило в кратчайшие сроки разработать лучший на то время в стране комбайн. Но все потуги „лановцев” уперлись в глухую стену бюрократии и коррупции. „Не для прессы” мне называли суммы чиновных откатов для получения кредитов, необходимых развитию производства… это неподъемные суммы. Заводчане покидали высокие кабинеты ни с чем.

Все речи о благих намерениях нашего руководства поднять отечественное машиностроение остались лишь пустыми лозунгами. Вот и имеем такую картину: сегодня Беларусь экспортирует в Украину 500 комбайнов ежегодно. Железная воля их президента Лукашенко сделала свое дело. Они могут, а мы нет.

В начале 90-х экономика Украины доходила до отметки полного кризиса. Но инженерные „мозги” „Автоштампа” нашли выход из тупика. Нашему развивающемуся фермерскому сельскому хозяйству требовалось недорогое, но надежное перерабатывающее оборудование. На „Автоштампе” решили: нужно наладить производство такого оборудования. И уже в 2002-2003 годах началось производство „крупорушек” и мини-мельниц. „Автоштамп” выбрал правильную позицию. Когда вся экономика страны рушилась, завод набирал обороты. Даже для далекого Казахстана было изготовлено 500 единиц технических изделий…

Но все это в прошлом. Сейчас „Автоштамп” входит в состав Харьковского концерна „Донснаб”, который выкупил контрольный пакет акций предприятия и выпускает навесное оборудование и запчасти для комбайна „Дон-1500”. Эта машина уже многократно устарела и морально, и материально. А тут еще на пятки нашим производителям наступают белорусы, россияне и, конечно же, известные зарубежные производители. Многие фермеры предпочитают покупать подержанные „Джон-Диры”, подмарафеченные в Польше, чем нашу отечественную продукцию.

В ожидании старта

Если в лучшие времена на территории завода все гудело и шумело, то сегодня в пустых коридорах его корпусов стоит гулкое эхо собственных шагов. Штат некогда большого предприятия сейчас состоит из двух сотен сотрудников. О том, в каком состоянии находится предприятие, говорит даже самый беглый взгляд на кабинеты его руководителей. Давно уже здесь не было ремонта, нет городских телефонов, нет компьютеров — самых естественных атрибутов любого руководящего кабинета. Корпуса и цеха отключены от централизованного отопления из-за финансовой нецелесообразности…

Прочитав все вышесказанное, любой читатель скажет, что юбилейные статьи не пишутся в таком тоне, тем более, что есть много хорошего, о чем нужно сказать про самый известный завод города. Действительно, очень хочется верить, что все перетурбации, перестройки, экономические и финансовые кризисы закончатся, и „Автоштамп” подымется. На нем всегда работали люди, преданные своему делу, мастера, которые умели делать все: от банального штампа до современного комбайна. Творческая мысль инженерного коллектива завода всегда шла впереди всех машиностроителей страны. Пусть путем проб и ошибок. Несколько десятков предприятий-потребителей со всей Европы покупали продукцию „Автоштампа”. В 1997 году в Париже нашему заводу был присужден Международный приз Европы „За качество”. И это не считая многих других почетных международных наград.

Директор завода Валерий Лавриненко говорит, что сегодня кризисный экономический пик прошел, и машиностроительные предприятия начинают набирать обороты. Сейчас завод начал осваивать производство бункера-перегружателя. Это серьезная техника, требующая хорошей проработки и больших финансовых затрат. Суть проекта такова: раньше за каждым зерноуборочным комбайном шла машина, и в ее кузов сгружался урожай. Пять комбайнов — пять машин. Теперь же один агрегат может обслуживать пять комбайнов, принимая в свой бункер до 40 тонн собранного урожая. У машиностроителей на этот проект серьезные планы: на первые два года уже есть предварительные заказы. А это значит, что будет работа, будут новые рабочие места, будет у завода новое дыхание.

В заключение хочу привести слова главного инженера „Автоштампа” Сергея Иванова, который посвятил предприятию практически всю свою сознательную жизнь — все 35 лет от момента его создания. Работать на „Автоштампе” он начал сразу после окончания ВУЗа мастером токарных автоматов. Тогда ему было всего 23 года. Сегодня он прошел все ступени, все должности, все специальности, все этажи непростой производственной специфики. Его считают одним из самых крупных специалистов в области сельскохозяйственного машиностроения: „Мы оптимисты, и смотрим в будущее уверенно. Завод „Автоштамп” должен возродиться”!

В его лице всем, кто работал и продолжает работать на нашем „Автоштампе”, наши поздравления с юбилеем!

Г. Сергеев

Комментарии:

  1. Хорошая статья! Воодушевляющая.

    Правдоруб КИРОВОГРАД,
    f3b30d6
    • Заводы будуть працюваты— где-то это мы уже слышали…. развалили,теперь с нуля будем по крупицам рожать !!! А рабочим будут платить то консервами,то сахаром по льготной цене 12 гр. кг и наращивать задолженость по з-плате 6-9 месяцев… как же это знакомо!!!!! Бесконечные обещания руководителей-что СКОРО будет все хорошо,надо лишь рабочим потерпеть…… Люди это уже проходили,бегая по судам ,возвращая задолженность , Теперь найдут других дурачков,которые будут иметь за счастье работать на этом заводе/благо,на бирже таких -море/ Вперед ,за большими бабками!!!!! Желаем удачи!!!!!

      aleksandr gromov,
      c75c45f
  2. саенко казел еще тот и лысенко анька глабух та еще сука. розворовали завод полностью. салвы захотели мля, комбайны делать. ога. фигвам а не комабайны. мозов чтоб только воровать и хватило. висилица за саенком и аькой и за всеми их родствениками плачет. чтоб и духа их на земле небыло.

    хохмач,
    5e2e6ec
    • 100% правда! Саенко и развалил завод. А как они «разработали» комбайн — все знают, как с итальянского «Доминатора» кальку сниманили… Жаль, такой завод был, такие возможности…

      777,
      05a5997
  3. А степка? он же тоже их выкормыш

    Огородник,
    093acd9
  4. Да нихрена не получится с заводом. Где взять спецов, которые налаживали, обслуживали, работали на станках с ЧПУ. Где найти тех конструкторов, которые разрабатывали технику? Искать на базарах? Половина умерла уже, остальных с базара не вытянешь. Мрак впереди. И с «Ланом» провал полный был запрограмирован еще с самого начала. Тот же Саенко создал при заводе кучу фирмочек, через которые поставки для комбайна шли. К примеру фирмочка своего сына, который закупал металл для машин на мет. предприятиях и продавал папашке втрое дороже. Какова рентабельность комбайна, с кем он собирался конкурировать? Ну продали с десяток и усе. Так что, сдается мне, заводу полный пипец. И, наверное, распродали его, на оборудование и металл. Да и наш мэр хорошо ручки свои на «оборонке» автоштампа подогрел. Капец.

    М,
    e63fbfa
    • Мне кажется,что те рабочие ,которые уже единыжды испили чашу горечи ,работая на родном з-де ,уже не станут наступать вторично на грабли!!!! Зная почерк наших местных профи по обогащению и откатам и идти ,обогащать их за минималку- мало кто согласится…. из бывших специалистов. А новых набрать: да любой дворник или тракторист пойдет обслуживать те же станки ЧПУ /которые еще надо закупить/ … Просто—БРЕД СЕДОЙ КОБЫЛЫ !!!

      aleksandr gromov,
      502ccd9
      • Да не, малость с тобой не согласен. Обслуживали станки и налаживали наладчики высшей категории. Был лично с такими знаком. Так что дворник с трактористом не потянут.

        М,
        65f0afd
    • Зато Саенко и Лысенко своих детишек на будущее обеспечили, равно как и себе обеспеченную старость — теперь-то можно с чистой совестью на приусадебном участочке всякие дорогостоящие растительные диковинки выращивать, правда, Виктор Митрофанович?

      777,
      05a5997
  5. по менше таких сТЕПАНІВ та сАЄНКІВ то завод і працював би. Автоштам — перша мета досягнуга.
    Місто — очікує те саме під сТЕПАНОВИМ та лЮДКІНИМ керівництвом.

    Микола,
    5d350fd
    • Миколо, а ти під своїм керівництвом хоть щось зробив для міста? Ти нічого не робив і не робиш, бо за болтівнею нема коли працювати. Твоя робота — це обсирать людей. Асінізатор хренов.

      Вован,
      80c429e
  6. артеменко и федченко обикралы завод в 90 годах

    папай,
    3c1d907
    • А Борька Логвинов не обикрав завод? И сейчас работники цого заводу ,неможуть питы нормально на пенсию.

      Красна шапчка,
      a5e9043
  7. и дачи порезали трубы рельсы машка депутатша

    папай,
    3c1d907
    • А при чем тут Григорьевна- депутат?А она что сделала?Уж на сколько я знаю ,то она столько добра людям сделала,что грешно поплюжить.

      Красна шапчка,
      a5e9043
    • А при чем тут Григорьевна- депутат?А она что сделала?Уж на сколько я знаю ,то она столько добра людям сделала,что грешно поплюжить.

      Красна шапчка,
      a5e9043
      • ой, не надо про добро от мАшКи)))) дорого обходится ОНО!

        КПД,
        9c61124
        • Ну и скажи, что лично она тебе сделала?А я знаю будучи зам директора,о ней и сейчас очень хорошие отзывы.Сколько помогла и с жильем и путевками и дет.садами.и многое другое.Если бы все так относились к лю дям как она,проку блобы больше.А еще она прошла в депутаты , по мажоритарному округу .Люди ей поверили.Тебе кпд до нее далеко.

          Красна шапчка,
          a5e9043
          • она мне не чиго

            папай,

            1d2d32c
          • )не собираюсь я с ней тягаться, это ты с женщинами соревнуешься. Вот только не надо приписывать в заслуги то, чем человек обязан заниматься по роду своей деятельности, она за это заработную плату получала и не только.

            КПД,

            c1ea9c6
          • она такого гавна намешала красна шапка !это добро доого обходиться.

            папай,

            708b723
  8. ПО МЕНЬШЕ ПАЦЮКИВ ГОЛОСОВАТЬ ПРОТИВ *КОМАНДЫ*.

    папай,
    3c1d907
  9. ТЮРМА ПО цапюку и его *команде* профисионалов долбаных плачет

    папай,
    3c1d907
  10. папай!Ну тогда чо губами трясешь?Непорядочно человека нормального обижать.

    Красна шапчка,
    0f9d648
  11. какой он нормальный тебе может и да.

    папай,
    1d5cca3
  12. паай мантер саня нацыст сс это один человек красна шапка

    папай,
    1d5cca3
    • Дурак ты ПАПАЙ!Читай Л.Толстого.»Если не будешь отгонять дурные мысли и не будешь беречь добрые, не миновать дурных поступков. Только от добрых мыслей добрые дела. Дорожи добрыми мыслями, ищи их в книгах мудрых людей, в разумных речах и, главное, в самом себе.»

      Красна шапчка,
      0f9d648
      • ЭТО что за произведение Льва? Даже Гугл не находит))))))

        КПД,
        9c61124
  13. Лично мне обидно,что з-д на котором я набирался опыта и мастерсва .Я сейчас работаю на московском заводе и должен сказать,что сдешним спецам очень далеко до автоштамповских ТОКАРЕЙ!!!Когда я применил методы и режимы резания, которым меня обучили меня на моем родном заводе,то поверг в шок и недоумение местных «спецов»….и мне хочется верить что з-д»Автоштамп»ждет светлое будщее.
    P.s. Я очень надеюсь что светлое будущее настанет без таких личностей как В.Лаврененко и В.Воробьева…………ни кого обидеть не хотел,выше изложенное -э то мое личное мнение :-).

    токарь,
    f83dba5
  14. ЗНАЕТЕ УВАЖАЕМЫЕ-Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.

    Красна шапчка,
    0f9d648

Добавить комментарий: