Хроники Александрии

О внешкольной работе и новом Доме творчества

, 31.03.2012

Помню, как в школьные годы к нам в класс чуть ли не еженедельно приходили руководители различных кружков и спортивных секции. Они агитировали и приглашали на занятия в свои группы. Мы, школяры, собирались стайками, чтобы не было скучно, и отправлялись осваивать то, чему не учат на уроках. Чем только в школьные годы не пришлось позаниматься: и лобзиком выпиливать, и самолетики запускать, и паять какие-то микросхемы. А сколько было перепробовано спортивных видов спорта! Мне тогда почему-то понравилась гимнастика, и я довольно долгое время посещал эту секцию и даже ездил на соревнования.

В те далекие 70-е годы внешкольной подготовкой были заняты практически все учащиеся. А комсомольско-пионерское руководство школы могло даже спросить: а чем ты занимался вчера вечером? Сегодня все изменилось. Единственное занятие, которым поголовно охвачены все школьники, — это компьютер. Игры, общение между собой — все стало виртуальным.

— Дети становятся пассивными, — рассказывает директор Александрийского Дома детского и юношеского творчества Владимир Чумак. — Девочки не умеют и не хотят научиться шить или готовить, мальчики — элементарно забить гвоздь. Когда я спрашиваю их, вот вы станете взрослым, у вас будут семьи, что вы будете делать, если сломается утюг? „Пойду, одолжу у соседа”, „куплю новый” — такие вот чаще всего бывают ответы. Я тридцать лет работаю в системе внешкольного воспитания и вижу, как с каждым годом становится все труднее привлекать детей к чему-то полезному, кроме компьютера. Умение работать с компьютером — это, конечно, хорошо, но ведь нужно учиться что-то делать и своими руками. Ведь по окончании школы не все станут юристами либо стоматологами. А практические навыки, например, слесарного дела всегда могут пригодиться в жизни, пусть хотя бы даже в быту. Тем более, что по окончании курсов воспитанникам выдается соответствующее свидетельство, которое учитывается при поступлении в ВУЗы.

Еще серьезно „подкашивает” внешкольную работу отсутствие опытных преподавателей. Сегодня ВУЗы таких специалистов не готовят, и на смену старой гвардии идти некому. А ведь эта работа требует не меньших знаний и умений находить подход к ребенку, чем у учителей общеобразовательных предметов. Если ученик не выучил школьный урок математики или литературы либо прогулял урок, его можно наказать, поставить двойку, вызвать родителей. Внешкольным же преподавателям нужно терпеливо и настойчиво искать подход к каждому воспитаннику, заинтересовывать его, иначе он просто развернется и уйдет…

Еще одна проблема внешкольной работы — слабая материальная база. Рушиться она начала в начале 90-х годов, вместе со всей экономикой страны. Взять тот же учебно-производственный комбинат, что располагался на территории 6-й школы. От него остались одни стены. Владимир Иванович рассказывает, что пять лет назад предпринимались попытки его возродить, и уже были практически готовы документы на открытие УПК, но, как всегда у нас это бывает, бюрократические проволочки зарубили эту идею на корню.

Внешкольная работа финансируется из местных бюджетов, и здесь важную роль играет отношение местных органов власти к этой самой работе. По мнению Чумака, руководство нашего города относится с пониманием к необходимости обучать и развивать наших детей не только по школьной программе, поэтому оказывает всестороннюю посильную помощь. В том, что внешкольное образование не „зачахло”, как это наблюдается во многих городах, немалая заслуга и преподавательского состава Дома творчества, среди которых много опытных и преданных своему делу педагогов. Сегодня в ДДЮТ обучаются 1100 воспитанников, которые занимаются в 54 кружках. Среди них самые популярные — такие, как техническое моделирование, вышивание, оригами, цветочный дизайн, духовой оркестр, театральный, кружки туристско-краеведческого направления и другие.

— По мере возможностей мы стараемся не только сохранить наработанное, но и расширять сферу деятельности, — говорит директор ДДЮТ. — Так, нам удалось договориться с городским руководством о передаче в наше пользование бывшего аэродрома, расположенного за „Пролиском”. Теперь нам есть где запускать модели ракет и самолетов, заниматься мотоциклетным спортом и картингом. Также недавно в поселке Пантаевке, на базе школы-интерната, открыты от Дома детского и юношеского творчества несколько наиболее популярных среди детей кружков. Также в мае 2011 года к ДДЮТ, по решению городского совета, присоединен культурно-спортивный клуб „Проминь”, где работают педагоги-организаторы с детьми по месту жительства.

В нашей беседе с Владимиром Ивановичем мы не могли не затронуть тему объединения структурных подразделении Дома творчества под одной крышей, на базе бывшей школы № 5.

— Очень неприятно, когда вместо помощи нам ставят палки в колеса и поливают грязью нашу работу, — возмущается Чумак. — Последняя статья наших так называемых правозащитников о ДДЮТ, выложенная в Интернете, просто возмущает. Как можно писать такие вещи, не вникнув и не разобравшись в сути проблемы? Заверяю, что никто, как сказано в статье, не разворовывает базу Юных натуралистов. Тот забор, о котором идет речь, разобран еще в начале 90-х годов. Станция ЮН находится под постоянным присмотром. А как только позволят погодные условия, то там начнутся работы и занятия в кружках. Непонятна фраза автора статьи о том, что, мол, после объединения филиалов детям будет далеко добираться до своих кружков и секций. Во-первых, район 5-й школы — самый густонаселенный, и именно здесь проживает основная часть наших воспитанников. Во-вторых, неужели для основной массы наших натуралистов 15-й микрорайон — самый ближний свет? На территории ДДЮТ для них будет выделена своя территория для садово-огородных работ, классы для теоретических занятий, а филиал станции Юных натуралистов, что в 15-м микрорайоне, останется тоже за нами. А, в-третьих, многие наши филиалы в различных частях города также будут продолжать свою работу.

Не могу согласиться с автором статьи, что объединение ДДЮТ чуть ли не погубит всю систему внешкольного образования. Думаю, что такая реорганизация, наоборот, укрепит материальную базу заведения, позволит более рационально использовать финансовые ресурсы. Да и вообще, посмотрите на это отремонтированное здание с большими светлыми классами и мастерскими — это же прекрасно и уж точно лучше, чем заниматься с детьми в полутемных сарайчиках. Так что нужно не ругать городское руководство за такой шаг. а сказать спасибо, что они смогли предоставить детям такой Дом для творчества. Городскому голове Степану Цапюку стоило немалых усилий выбить финансирование ремонта школы. Из вложенных в реконструкцию 5,6 миллиона гривен половина суммы — это средства из местного бюджета, другая половина — из государственного.

Я видел много подобных заведений и могу сказать, что наше — одно из лучших в области. А если и были в ходе реставрационных работ какие-то неувязки, то они разрешатся в ближайшее время. На сегодняшний день осталось привести в порядок территорию этой бывшей школы, закупить и завезти мебель. Надеюсь, что открытие Дома детского и юношеского творчества состоится ко Дню города.

Сергей Гавриленко

Комментарии:

  1. Згоден, що кадрів, дійсно кадрів, а не просто працівників закладу, дуже мало.
    Задяки таким небайдужим Педагогам збереглося те, що створювалося роками.
    Поглянте на майстерні колишньої СШ13. В такому приміщенні — така майстеня. Тільки завдяки Ткаченку Микили Миколайовича вона збережена.
    Дуже добре, що керівником ДДЮТ. повернувся Чумак В. Це «хвора», в хорошому розумінні слова, проблемами закладу людина.
    Успіху Вам!

    Гончаренко,
    54f4d51
  2. интересно можно ли работать дийсно кадром когда зарплаты бюджетного работника токо на трусы и носки хватает? вот и имеем полный завал в любой бюджетной сфере, так как работать там остались одни неудачники или люди мягко скажем очень посредственных знаний и умений

    кадр,
    8868263
  3. Кадетские учебные заведения http://fvkk.in.ua/education/

    Кадетское воспитание – строго согласованная с общенациональными традициями и отличиями система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и руководителями в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.

    Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.

    Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях.

    В зависимости от уровня аккредитации (2 и 3, 3 ступени) и наличия в учебном заведении:

    — интернатной системы проживания и обучения;

    — раздельного проживания и обучения;

    — дополнительной профессиональной подготовки;

    — профессионального штата воспитателей (офицеров-воспитателей);

    — специальной формы одежды;

    — элементов традиционной кадетской системы воспитания;

    рекомендуется классифицировать следующие виды кадетских учебных заведений в Украине:
    Кадетский корпус;
    Военная гимназия (кадетская гимназия);
    Военный лицей (кадетский лицей);
    Кадетская школа (Кадетская школа-интернат);
    Кадетский класс;
    Кадетский клуб.

    В настоящее время в Украине действуют:
    Лицеи
    Кадетские школы
    Кадетские классы
    Кадетские клубы

    «Фонд возрождения кадетских корпусов в Украине»,
    550389d

Добавить комментарий: