Хроники Александрии

Что читают наши дети?

, 9.04.2011

Второго апреля, в день рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена, мир традиционно отметил Международный день детской книги. Обычно к этому дню во многих странах проводятся недели детской и юношеской книги, утренники, конкурсы, выставки и фестивали, посвященные лучшим книгам мира. Приятно, что Александрия тоже не стала исключением в этом плане. А вот в нашу редакцию в неделю детской книги обратилась взволнованная мама двоих детей Светлана: „Я регулярно вожу детей в Центральную детскую библиотеку им. Гагарина. В последний раз бросилось в глаза обилие на полках литературы демонической направленности — „Гарри Поттер”, „Школа маленьких ведьм”, „Бал вампиров” и т.п. Это просто какая-то повальная демонизация детских душ — того же „Гарри Поттера” уже изучают в школе!

Зато в этом году на областную олимпиаду знатоков Библии от нашего города никто не поехал — впервые. Да что и говорить, если на изучение Библии в школьной программе отводится всего один час, и эту Книгу детям представляют вместе в Кораном и Ведами… В России основы православной культуры изучаются школьниками уже с первого класса. А в наших библиотеках книг о духовности, христианской этике и православии — единицы. Зато язычество (под видом народоведения) и бесовская литература возрождаются из бездны. Давайте проведем в Александрии акцию и подарим детской библиотеке старые добрые детские книги, которых, я уверена, у каждого дома осталось немало. Пусть наши дети растут вместе с хорошими книгами и учатся на примере их героев добру, милосердию, всепрощению и трудолюбию”.

Библиотека такую инициативу только приветствует. „Книги сейчас очень дорогие, так что даже при огромном желании и читательском спросе библиотека, к сожалению, не может себе позволить пополнять книжные фонды за собственные, средства, — рассказывает заведующая центральной детской библиотекой им. Гагарина Лариса Овдиенко. — Кое-что удается купить самостоятельно, помогают Национальная детская, Парламентская и Кировоградская областная библиотеки, приносят домашние книги читатели, за что мы им очень благодарны. С удовольствием примем книги в подарок. Если, конечно, они в хорошем состоянии, опрятные и целые”.

Интересно, что в библиотеке не хватает именно тех книг, на которые есть спрос. Например, детской литературы украинских и зарубежных авторов, которая изучается в рамках школьной программы, классики — Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Леси Украинки, сказок народов мира. Старые книги приходят в негодность, новых переизданий практически нет, вот и получается, что некоторых экземпляров в наличии всего по паре штук — и это на все городские школы!

Но даже если книжные фонды библиотек пополнятся книгами, которые изучаются в школе, то по собственному желанию дети все равно будут читать то, что сейчас модно, актуально и круто. Пользуется спросом именно такая литература, о которой пишет Светлана — детские детективы, страшилки, фэнтези. Невзирая на советы родителей, учителей и библиотекарей, дети берут то, к чему лежит душа — ужастики про вампиров, некромансеров и ведьм. Немаловажную роль в факторе выбора именно этих книг играет и оформление такой литературы — яркие красочные обложки, мистические иллюстрации, необычные готические шрифты в названии.

Современных родителей и учителей, которые приходят в библиотеку с вопросом: „Что читают дети?” — единицы. В советские времена в обязанности библиотекарей входило руководство чтением — то есть они должны были направлять читающего ребенка в правильное русло и даже составлять планы индивидуального чтения. По сегодняшним тенденциям, библиотекари не имеют права вмешиваться в процесс выбора и чтения литературы. Подсказать, рекомендовать, ненавязчиво направить можно, но требовать, настаивать, а тем более запрещать что-либо читать нельзя ни в коем случае.

Тут стоит сказать, что взрослые имеют воздействие на детей только до определенного возраста. Позже, даже если родители и предлагают какую-то книгу, ребенок все равно возьмет ту, которая по вкусу именно ему. Вместе с тем, пустых полок в детской библиотеке нет, и вся представленная здесь литература пользуется спросом — от научно-технической и исторической до приключений, беллетристики и периодики — журналов „Лиза”, „Мадемуазель”, „Авто-Центр”, по потрепанным подшивкам которых сразу видно, что их активно читают. Огромный спрос на литературу по уходу за домашними животными и птицами — собаками, кошками, хомячками, попугайчиками и пр. Среди читателей превалируют ученики младших классов и средней школы, а вот большинство старшеклассников в библиотеки приводит только крайняя необходимость, когда нужных книг или сведений нет в Интернете. Подростки от 15 и старше предпочитают „гуглить” и „мышковать” информацию и знают, что на все вопросы — „Википедия” в помощь”.

Чтобы привлечь маленьких читателей в библиотеки и заинтересовать их процессом чтения, в нашей стране продолжается акция „Украина читает детям” — когда публичные, известные люди — поэты, актеры, писатели, журналисты и т.д. — читают юной аудитории книги вслух. Это могут быть как собственные произведения, так и любимые с детства книги. В неделю детской книги в библиотеке им. Гагарина перед александрийскими школьниками выступили поэтессы Неля Гончарова и Тамара Аноко. У Тамары Эммануиловны восьмиклассники даже брали автографы, а после встречи разобрали все имеющиеся в библиотеке ее книги.

Что касается православной литературы, то она в библиотеке тоже есть — иллюстрированной Библии, например, я насчитала четыре экземпляра. К слову, православные священники вовсе не против того же Гарри Поттера. По этому поводу хорошо высказался проповедник Русской Православной церкви, богослов и философ, автор учебника по Основам Православной культуры диакон Андрей Кураев в своей статье „Гарри Поттер. Попытка не испугаться”: „В адрес этих книг нельзя высказать никакого „благочестивого” упрека. Если по „благочестивым” мотивам спрятать от детей Гарри Поттера -то ровно на таких же основаниях придется спрятать от них „Илиаду” Гомера и „Гамлета” Шекспира, „Вечера на хуторе близ Диканьки” Гоголя и „Сказку о золотой рыбке” Пушкина, „Щелкунчик” Чайковского и „Хроники Нарнии” Льюиса, сказки Андерсена и „Слово о полку Игореве” анонимного древнерусского монаха. Все книги, в которых кто-то из добрых персонажей берет в руки волшебную палочку, превращается в волка, коня, лягушку, подвергается действию злых заклятий и защищается с помощью оберегов или добрых волшебств. Сказка, которая честно говорит о себе, что она -сказка, должна быть судима по законам своего жанра. Поезд в школу волшебства уходит с платформы „Девять и три с четвертью”. Таких платформ не бывает? Ну, значит, и поезд уходит в страну небывальщины, сказки и фантазии. И ломиться в эту страну с требованием, чтобы там все было столь же прозаично и чистенько, как на уроках правописания, значит вывесить на своей шее табличку: „Мне детей не доверяйте. Иначе я отучу их фантазировать и смеяться”.

Так что — пусть дети читают любые книги. Главное — что читают вообще. А в процессе чтения, когда у них выработается свой вкус, они и сами смогут отличить настоящую литературу от „попсы”. Ведь и мы с вами росли на сказках о колдунах и ведьмах, где добро побеждает зло.

Ну, и напоследок напоминаем — акция „Подарок детской библиотеке” продолжается. Кто может и хочет — поделитесь с детьми хорошими книгами и журналами!

Елена Карпачева

Комментарии:

Добавить комментарий: