Хроники Александрии

Куда уходит детство…

, 20.03.2011

Вот уже и середина марта — зима пролетела быстро. Нельзя сказать, что она выдалась снежной, но дней, когда можно было покататься на лыжах или санках, хватало предостаточно. Город неделями укрывался снегом, но на улицах, во дворах было тихо и пусто. Так вот, перефразируя слова из песни Пугачевой, хочется задать вопрос: куда делись наши дети? Кто-нибудь видел ребят на лыжах, на коньках или с клюшкой в руках? И чем они занимаются сейчас? Почему и в какую сторону изменились детские приоритеты и увлечения? Сегодня мы беседуем на эту тему с председателем общества психологов Александрии Татьяной Черныш и начальником отделения криминальной милиции по делам детей городского отдела милиции Максимом Трушем.

Кор.: — Любой человек старшего поколения согласится, что в его детстве любимым занятием были игры, а именно прикладные и спортивные игры: зимой это хоккей, лыжи, санки, летом — футбол, „жмурки”, „пекарь”, „казаки-разбойники”. Я помню, как прямо на проезжей части улицы Красного Казачества по вечерам выставляли самодельные ворота, брали в руки самодельные клюшки и „резались” до седьмого пота. Играли двор на двор, район на район. На следующий день орали лыжи и шли к железной дороге — там были такие крутые горки, что приходить домой с синяками или поломанными лыжами было обычным делом. На третий день собирались дворовой командой и шли на городской каток. И так каждый день. Куда сейчас всё это делось?

Т.Ч.: — Видимо туда, куда деваются приоритеты каждого предыдущего поколения, когда на смену ему приходит следующее. Вопрос, очевидно, в том — почему вместе с естественной сменой приоритетов упал интерес детей к активным играм. Если честно, я сама, вернувшись в школу спустя 10 лет с момента ее окончания, с недоумением наблюдала, что на переменках девочки не прыгают через резинку, школьный двор не разрисован „классиками”, а все интересы нынешних детей как-то не в плоскости здорового образа жизни, а где-то рядом. Впрочем, нужно ли удивляться? Последние 20 лет страна ищет свой путь развития. 20 лет мы никак не определимся, в чем же наша национальная идея. Почему это важно? Потому, что это отправная точка: сначала в государстве появляется национальная идея, дальше вокруг нее начинают выстраиваться доминирующие ценности, формируется национальная идеология. И уже из этого всего становится понятным, что семьи должны прививать своим детям, чтобы они стали успешны в этой стране, и понятно, на чем школа должна строить свою воспитательную работу, чтобы воспитать достойных граждан страны. Пока идет поиск и пути, и идеологии, многое целесообразное из прошлой идеологии утрачено, а новое никак не воцарится. Но ведь никто никого не ждет — дети вырастают и удивляют нас своей пассивностью и безразличием.

Кор.: — По-моему, и болезни в нашем детстве были другие: вывихи, ссадины, ушибы. Простуда — это да. В пылу азарта раздевались чуть ли не до маек, с нас аж пар шел. А жажду утоляли снегом. Сегодня ребенок кашлянуть еще не успел, а родители его уже в десять одеял закутают и в аптеку бегут за разрекламированными пилюлями. Меня могут упрекнуть, что зимы уже не те, что раньше, и поэтому молодежь забывает, что такое лыжи или коньки. Может быть, но в нашем детстве, помню, как только сходил снег и подсыхала земля, мы хватали мячи или все, что могло их заменить. Играли везде: на школьных переменах, после уроков, играли в парках, во дворах, на улицах…

Т.Ч.: — Гиперопекающие родители сейчас такое же распространенное явление, как и непутевые. И то, и другое — две стороны одной „медали”: неумение любить своих детей. У „перелюбленных” детей столь же много проблем в жизни, как и у „недолюбленных”. Чтобы избежать этих проблем, родители должны помнить о том, что, воспитывая, мы должны семь периодов в жизни ребенка быть особенно мудрыми. Что это за периоды? Выход в жизнь (рождение), выход из колыбели, выход из дома, выход со двора, выход из детства, выход из школы, выход из семьи. Если в эти периоды ребенок чувствует поддерживающую (а не удушающую и не безразличную) любовь родителей, то все в его жизни состоится успешно.

Кор.: — Прошелся недавно по магазинам, торгующим спортивными принадлежностями и инвентарем. Что сказать, наверное, не каждый родитель может себе позволить купить своему чаду коньки за 340 гривен или лыжи за 400! Да еще, небось, китайские — такие доедут только до первой кочки.

Т.Ч.: — Вот мы и еще один перевертыш в общественном сознании нащупали: спортивная одежда и обувь стали повседневными, а не только для занятий спортом. В этом перевертыше и еще одна причина изучаемого нами явления — ведь спортивные кеды не стоили в нашем детстве дороже, чем зимние сапоги! Родителям просто по карману было обеспечить детей их увлечение спортом.

Кор.: — Моя знакомая рассказывает, что ее пятнадцатилетний сын становится неуправляемым. Приходит из школы домой и сразу за компьютер — они с товарищем играют через Интернет друг с другом. Она посмотрела, в какие игры играет сын, и за сердце схватилась…

Т.Ч.: — Видимо, чтобы родителям не приходилось хвататься за сердце, обнаруживая интересы своего чада, нужно не терять с ним душевного контакта. Мы, взрослые, так озабочены своими взрослыми проблемами, что большинства из нас хватает только на „информационно-карательные” взаимоотношения с подрастающими детьми, в этом-то и беда. Многие родители понятия не имеют — чем заполнен внутренний мир их детей. А ведь он чем-то заполнен, свято место пусто не бывает. Воспользуюсь цитатой известного российского педагога С. Соловейчика: „Чтобы от выросших детей была радость, они должны быть полностью независимы от нас материально и полностью связаны с нами душевно”. Вот так: полная независимость и полная взаимосвязь. Чтобы получить такое от своих детей, родителям, видимо, нужно не забывать азы воспитания: если мы поле засеваем семенами гречихи, то и урожай соберем гречихи, а никак не риса и не ржи. И стоит ли винить гречиху в том, что она выросла гречихой, а не рисом?!

М. Т.: — Согласен, что компьютерные, телевизионные ужастики и боевики разрушают детскую психику. А еще постоянно демонстрирующиеся передачи на криминальные темы — такое детям показывать нельзя, ведь они впитывают все это, как губка, появляется желание быть похожим на „героев” телевизионных сюжетов.

Мы регулярно проводим рейды совместно со службой по делам детей при горисполкоме. По нашей линии в прошлом году было составлено 184 административных протокола. Большинство из них касались таких правонарушений, как распитие спиртных напитков, нецензурная брань в общественных местах, пребывание в нетрезвом виде. Были случаи привлечения взрослых и в, частности, родителей к административной ответственности за спаивание детей.

Большое значение имеет так называемое влияние улицы. Старшие пытаются показать свое „я”, свой „героизм”, а младшие стараются им подражать. А кто как не родители должны следить за тем, с кем общаются их дети.

Одно из самых распространенных преступных деяний в молодежной среде — кражи (в основном это мобильные телефоны). Многие считают, что на такие поступки идут подростки из неблагополучных или малообеспеченных семей. Да, такой факт имеет место, ведь в таком возрасте всем хочется иметь свой телефон или заиметь лучше, чем уже имеющийся. Но, как ни странно, очень многие из этой преступной категории — это (как раз наоборот) дети из приличных и обеспеченных семей. Что это — желание выпустить адреналин или же желание показать себя перед друзьями — вот, мол, какой я! Считаю, что в воспитании детей 80 процентов — это родительская забота и лишь 20 — школа.

Кор.: — Я помню, мы в детстве постоянно что-то мастерили или строили. Качели, клюшки, ворота, самолеты, луки, ружья, „халабуды”. Сейчас, кажется, дети умеют управляться только с одним инструментом — компьютерной мышью…

Т.Ч.: — Я для себя нахожу вот какое объяснение этому явлению: то поколение детей, которые играли в активные игры, жили в государстве, где было нормой работать на предприятии, что-то производить, что-то строить, что-то обрабатывать. Дети находились в атмосфере активного созидающего труда, которым была насыщена жизнь всей страны, каждой семьи, каждой школы. Вот эта атмосфера и способствовала стремлению детей к активности, к преуспеванию в своих детских занятиях. Очевидно, с тех пор, как мы медленно, но уверенно становились страной торговцев, менеджеров и безработных, начали меняться и дети, растущие уже в этой, „не производящей” атмосфере. И сейчас обвинять их в том, что они не в те игры играют, — это все равно, что, положив помидор в банку с солеными огурцами, сетовать на то, что помидор приобрел вкус огурцов.

Сергей Гавриленко

Комментарии:

  1. Акція «Тут не продають алкоголь неповнолітнім».
    А как партия регионов накажет своего коллегу Кожемяченко Анатолій Григорович ( кафе » У ЯШИ») у которого через забор с магазином и кафе (в котором продается и пиво и водка и сигареты) находится учебное заведение.
    Предлагаю закрыть учебное заведения, там юристов учат а грамотные люди партии не нужны- слушать прапорщика не будут.

    албанец,
    c656f72
  2. К стати, как стала известно Олександрійська загальноосвітня школа-інтернат І-ІІІ ступенів для дітей-сиріт та дітей, які залишилися без батьківського піклування, которая стояла на балансе Министерства обороны, уже продана.
    И как не странно новый владелиц — все тот же прапорщик.
    Так, что через пол года там будет современная здравница, на территории школы пробита скважина с очень полезной водой, скважина к тому же законсервирована, чтоб детки всю не выпили

    албанец,
    c656f72
    • А чёж ты металлом не вернёшь, который осел у тебя в карманах?!

      Борцу за справедливость Иваню повящается,
      20c05ed

Добавить комментарий: