Хроники Александрии

Учитель. Аксакал

, 27.01.2011

Этот высокий спортивного сложения пожилой человек выглядит значительно моложе своих лет. При первом знакомстве притягивает к себе логикой своих мыслей, незримым внушением своей внутренней красоты, завораживающим притяжением Доброты. В нем сразу чувствуется природный дар воспитателя, усиленный многолетним опытом общения с людьми, привычкой давать мудрые и простые жизненные советы.

Старейшина семьи преподавателей города Василий Петрович Петленко из-за своей скромности мало появлялся на страницах СМИ, а его огромные заслуги в воспитании многих поколений александрийцев покрылись слоем времени. Надеюсь, десятки тысяч его учеников вспомнят своего учителя, наставника и руководителя и 28 января 2011 года поздравят его с 85-летием.

Я же хочу поведать о долгом, наполненном трудными и яркими событиями его жизненном пути. Материал я собирал в задушевных беседах во время нашей многолетней дружбы, так как Василий Петрович категорически отказывался от интервью и согласился только недавно на публикацию в моей будущей книге. Надеюсь, он меня простит за мое нарушение договоренности.

Он родился в селе Вершинокаменке Новгородковского района в многодетной семье умельца-кузнеца. Из 8 детей четверо успели повоевать, а вернулись только двое. Едва закончив 8 классов, в 15 лет начал работать помощником комбайнера. Тут же началась война, и при немецкой оккупации познал рабский труд на каменном карьере, где вручную разбивал каменные глыбы для прокладки дороги Кировоград — Кривог Рог.

С отчаянными сверстниками предприняли конный рейд в Черный лес к партизанам, но после безуспешных скитаний измученные ребята вернулись домой. После неудачного прорыва танкового корпуса Красной Армии вместе с соседями спасли 28 танкистов и два месяца укрывали их до прихода освободителей.

В декабре 1943 года его, 17-летнего, направили в учебно-десантный батальон.

Молодых десантников направили в Монголию, где им поручалась поставка через границу оружия для Китайской народной армии. Каждый переход границы был смертельным риском (ведь японцы их приравнивали к диверсантам, и при одном из таких рейдов был ранен).

А когда начались военные действия Красной Армии против Квантунской армии Японии при форсировании хребта Хангай был тяжело контужен. При переходе через ущелье подвесной мост был взорван, и чудом Василий выжил после падения с 10-метровой высоты. Был представлен к награждению орденом Красной Звезды, но в госпитале получил боевую монгольскую медаль, а орден затерялся в армейских штабах. Его, как опытного сержанта, оставили на срочной службе до 1950 г.

После демобилизации вернулся домой. Без работы не засиделся. Сначала работал военруком в сельскохозяйственном техникуме, потом заведующим отдела пропаганды и агитации Новгородковского райкома партии. Экстерном сдал экзамен за 10 классов, заочно поступил в Днепропетровский университет на исторический факультет. Но через 2,5 года во время войны в Корее вновь призван в армию, как офицер запаса. Там попал в группу по изучению нового оружия. Так как вскоре наступило перемирие, его направили в ракетные войска, был заместителем командира учебного подразделения, где обучались операторы, электрики, дизелисты. Добился права заочно продолжать учебу в университете.

После памятного хрущевского сокращения уволился в запас капитаном, одно время работал заместителем директора Новгородковского училища сельского хозяйства. В 1958 году в Александрии открылось профтехучилище, которое было создано на базе закрытого в Одессе суворовского училища. В нем предусматривалось 12-летнее обучение, что давало право на среднетехническое образование. Директором ПТУ № 1 назначают Василия Петровича, молодого, энергичного руководителя. Все было необычно и впервые: освоение и обустройство учебных и жилых площадей, круглосуточная работа, ведь учащимися были в основном дети-сироты, и училище работало, как интернат. Учащиеся нередко были с трудными характерами, к которым нужен был особый индивидуальный подход при освоении сложной учебной программы. Но был сколочен сильный коллектив единомышленников, и вскоре училище занимало ведущее место в системе образования.

И когда через 7 лет училищу присвоили статус обыкновенного ПТУ, в знак протеста Василий Петрович ушел на преподавательскую работу. А немало выпускников училища стали ведущими специалистами, руководителями производства разных уровней в городе. Но вскоре его назначают директором 17-й школы (позже она стала № 5). Школа спланирована на 300 учеников, а вмещала 700, классы были перегружены, никаких удобств.

Для решения вопросов начал привлекать спонсоров (как теперь называют), предоставлявших и денежную, и материальную помощь. В короткий срок было пристроено и оборудовано 4 учебных класса, построено мастерскую для трудового воспитания (это отличительная черта Петленко-педагога), расширено столовую, улучшено бытовые условия. Так автобаза объединения „Александрияуголь”, благодаря директору A. C. Савченко и главному инженеру Ф. С. Кривозубу, способствовала установлению парового отопления всей школы. Инициативного директора заметил Филипп Ефимович Гриценко — первый секретарь горкома, сам внесший большой вклад в развитие города и уже в 1972 году Василия Петровича назначили заведующим отделом народного образования. Его творческая деятельность стала заметной в масштабах всего города.

К поддержке развития школ были привлечены почти все предприятия, в первую очередь объединения „Александрияуголь” (гендиректор Николай Васильевич Филоненко, главный бухгалтер Борис Петрович Гапон, директор ТЭЦ 1-2 Пахомов и другие). Активно помогал Завод горного воска (директор Борис Ильич Шнапер). За каждой школой были закреплены свои шефы. Почти во всех учебных заведениях оборудовались мастерские, расширялись столовые, обустраивались учебные классы, в результате школы начали переходить на обучение в одну смену. Увеличивалось количество школ. С большим трудом отвоевали под 19 школу бывшее управление объединения „Александрияуголь”, открылась 8-я школа. Как правило, Александрия получала переходящее Красное Знамя по подготовке школ к зиме. Изменился подход по отношению к работникам образования.

В это время пришло приглашение из Москвы на конкурс для работы в Монголии, и романтическая натура Василия Петровича позвала его в места его боевой молодости… Он выиграл конкурс. Местные и областные власти долго не отпускали его, но им все же пришлось выполнять распоряжение Министерства образования СССР.

Не все, как планировалось, было в Монголии. Василий Петрович ехал на место директора большой центральной школы для советских детей, но бывший директор продлил контракт, и пришлось возглавлять 8-летнюю школу советской геологической экспедиции. Там проработал три года. В это время помогало то, что жили и работали вместе с супругой Антониной Ивановной, учительницей русского языка и литературы, верной его спутницей вот уже 60 лет. По возвращении в Александрию стал директором новой школы № 1, еще не достроенной и не обжитой. И снова ему пришлось начинать почти с нуля. Прежде всего составили архитектурный проект развития школы. Для оплаты работы профессионального художника-дизайнера пришлось привлечь опять-таки предприятия и необходимые 15 тысяч рублей удалось найти. Теперь школа оборудовалась по новейшим образцам учебных заведений Украины. Была построена теплица, мастерские. Привлекал внимание современный дизайн внутренних помещений школы, Музей истории школы, Музей боевой славы и 8-го Александрийского мехкорпуса, освободившего город, Обелиск славы павшим в войне — все это способствовало патриотическому воспитанию молодежи.

В сооружении памятника Т. Г. Шевченко, чье имя носила школа, непосредственное участие принимал главный инженер завода ПТО Г. П. Бабаков, и финансирование было также за счет завода.

Первой в области школа начала компьютеризацию учебных программ. Рудоремонтный завод помог установить телецентр, а директор электромеханического завода В. М. Саенко оборудовал компьютерный класс. Школа стала базовой в Министерстве образования, для укрепления переустройства учебной программы ввели новые штаты, в том числе заведующего телецентром. Взаимовыгодные шефские отношения рудоремонтного завода и школы № 1 закрепились на долгие годы. Была произведена реконструкция котельной для газового отопления, оборудован лагерь труда и отдыха старшеклассников в с. Войновке, в здании бывшего интерната. Школа неизменно становилась победителем в соцсоревновании и награждалась переходящим Красным Знаменем.

Много учеников наследовало своего учителя, став педагогами, победителями и призерами Всеукраинских конкурсов. Сам же Василий Петрович принадлежит к той категории людей, которые не афишируют свои достижения, а скромно выполняют свою работу.

Он всегда был новатором. Вывел училище в передовое и уникальное в своем роде, захолустную школу реконструировал и оборудовал до образцовой в городе. Будучи заведующим отдела народного образования города сумел привлечь все предприятия города к помощи в развитии школ.

В далекой Монголии превратил школу в оазис для учебы и отдыха школьников, и, наконец, одну из запущенных школ города превратил в образцовую, базовую Министерства образования СССР.

Он не любил светиться в президиумах, скромно выполнял свои депутатские обязанности и не претендовал на заслуженные звания, хотя больше всех среди коллег был достоин.

Уйдя на заслуженный отдых, он пишет книги, благодаря своим энциклопедическим знаниям, старается передать их другим. Уже вышли „Школа огородника”, „Огород — залог здоровья, долголетия”, „Агрошкола огородника”. Вышла также большая история города Александрии, пособие по профтехобразованию и др.

Как-то в 90-х годах, рассуждая о запущенном состоянии реки Березовки и антисанитарном ее состоянии в центре города, он предложил мне организовать движение по ее очистке с помощью земснаряда, даже выносил идею его постройки. Он добился заслушивания проекта в горисполкоме. Когда мы вошли на заседание, я увидел лица присутствующих и понял, что поддержки не получим, его страстное выступление поддерживал вяло. После получения отказа я не смог смотреть ему в глаза, и сейчас мне неудобно за тогдашнее свое поведение.

Уже не будучи „у власти”, по его проекту мы изготовили на Рудоремзаводе емкость для получения биотоплива из органических отходов. Но мы опередили время, и установка ее на одном из частных подворий в с. Звенигородке не оправдала ожиданий.

Так, почти во всех делах он старался скромно жить. И сейчас он душой молод и полон творческих планов. Но я хочу, чтобы общественность города оценила его вклад в деятельность Александрии, в развитие образования и обучения многих поколений. Пусть это будет сделано с опозданием, но добрые дела совершать никогда не поздно. Ведь вклад В. П. Петленко ничуть не меньше, чем у многих Почетных граждан города, и он также достоин этого звания.

В. Куропятник

Комментарии:

  1. Душевный человек, замечательный педагог, умелый организатор. С юбилеем! Здоровья и счастья Вам на долгие годы, дорогой Василий Петрович!
    С большой теплотой вспоминаю наше сотрудничество 40 ле тому назад.

    Егор,
    bf6a338

Добавить комментарий: