Хроники Александрии

Художница Дворца культуры „Светлопольский” Екатерина Судакова

, 13.07.2010

Многие мечтают придумать или сделать что-то гениальное: связать одеяло размером с футбольное поле, написать книгу, популярнее Гарри Поттера, сочинить хит о любви, нарисовать картину круче Айвазовского или что-нибудь столь же выдающееся. Но получается далеко не у всех. Когда людей, у которых основным направлением деятельности является творчество, спрашивают, почему, собственно, не получается, обычно они отвечают: нет сил, нет времени или нет вдохновения.

Что значит „нет сил”? И где их искать? Художница Дворца культуры „Светлопольский” Екатерина Судакова, как любая женщина, очень хорошо понимает, что времени и сил на творчество не хватает всегда. Бесконечные ежедневные хлопоты отнимают много времени, и к концу дня все, на что хватает сил у большинства из нас — отправиться на диван, поближе к телевизору. Но все же Екатерина Ивановна для своего необычного хобби выкраивает каждую свободную минутку, находит свободное время и полностью погружается в мир своих картин.

Сейчас ее основной деятельностью является работа художника-декоратора во Дворце культуры. В обязанности художника входит не только оформление афиш и рекламных плакатов, но и декорирование сцены, изготовление так называемых „задников” для выступлений звезд. Неоценимую помощь и поддержку в этих вопросах оказывает Владимир Алексеевич Коляда — человек, о котором Екатерина Ивановна отзывается с огромным уважением, называет своим главным учителем и наставником.

Но перед тем, как стать художником-декоратором во дворце культуры, Е. Судакова несколько лет проработала в Центре детско-юношеского творчества. А еще раньше, до того, как определиться со своей художественной деятельностью, — 13 лет проработала в тридцать девятом детском саду воспитателем. Вообще насчет воспитателей детского сада давно подмечена одна удивительная закономерность: как правило, воспитатели — это всегда личности с огромным творческим потенциалом. Наверное, благоприятная среда и общение с детьми, способствуют развитию нестандартных навыков и способностей к созиданию чего-то нового и необычного.

— Одно время я увлекалась папье-маше. Потом вместе с детками изготавливала тканевые цветы с подкраской, — рассказывает Екатерина Судакова. — Но объема мне хотелось всегда, всегда его не хватало. Методом проб и ошибок пришли ко мне мои картины из древесной пыли. Ведь дерево и бумага — вполне родственные материалы.

Штукатурки и гипс — тоже материал вполне способный отобразить и объем, и натурально передавать те или другие выпуклые детали на картине. Но дерево — материал природный и легкий. Как считает Екатерина Ивановна, именно эта пыль, отходы производства древесных мастеров, способна лучше всего передавать теплоту и жизнь изображений на ее картинах.

Художественного образования у Екатерины Ивановны нет, но это не мешает ей очень тонко и чутко видеть и чувствовать, оживлять на своих картинах цветы, растения, птиц, бабочек. В любой вариант своей картины она всегда добавит чего-то необычного, не похожего на предыдущий. Кстати, одна такая работа небольшого формата занимает у нее не менее двух недель, в зависимости от сложности. Сохнет материал несколько дней, потом композицию еще надо отшлифовать, загрунтовать, вскрыть лаком и краской. Основа картин — тоже дерево. Мягких переходов цветов, полутонов и теней добивается Екатерина Ивановна с помощью аэрографа, хотя раньше фон создавался с помощью накатов краски валиком. И тут он — технический прогресс.

— В детстве в художественную школу я так и не попала, хотя задатки, мой учитель говорил, у меня есть, — вспомнила Екатерина Ивановна. — Художественная школа была далеко от дома, зимними темными вечерами встречать меня было некому. Так и училась рисовать сама. Интуитивно.

И все-таки высокой наградой впоследствии для Е. Судаковой стало одобрительное: „Вкус у тебя есть, работай!” — авторитетного Степана Федоровича Николенко, директора художественной школы, который посмотрел объемные работы художницы. Мнение опытного человека что-то да значит, добавляет уверенности в себе, а также уверенности в правильности выбранного направления.

— Мне всегда казалось, что у каждого должно быть что-то свое. Картинами из дерева я начала заниматься года четыре назад и теперь понимаю, что вот это и есть мое. Поскольку очень люблю степь, выросла среди полевых трав и цветов. Руководствуясь фразой, принадлежащей Леонардо да Винчи: „В учителя я взял себе природу, учительницу всех учителей” — травы и цветы, наша природа — это и есть мои главные вдохновители и главные объекты для моих картин. Мне часто говорят: вот если бы картинка была поярче… Но я все рисую так, как вижу. Мой цвет спокойный, слегка приглушенный, теплый. В моих картинах нет холодных цветов и красок.

Что касается материалов и стоимости работ автора — это вопрос для Екатерины Ивановны, как и для большинства творцов, очень болезненный. Зачастую стоимость работы, затраты на расходные материалы цена не перекрывает. Казалось бы, все просто — отходы из столярного производства, древесная пыль. Но стоимость всех других расходных материалов: лаков, красок, изготовление рамки — занимает львиную долю от всех затрат на изготовление такой необычной картины. Но все же, отказаться от этого процесса созидания — совершенно невозможно.

Помощь и поддержку единомышленников Екатерина Ивановна находит, общаясь с творческими людьми нашего города, которые время от времени собираются в бывшей пятой школе, ныне — Дом детского и юношеского творчества.

— Интересно общаться с такими людьми, узнавать что-то новое, находить там вдохновение. Например, картинами из соломки у нас занимается Светлана Песковая, мягкие игрушки делает Галина Шквыря, резьбой по дереву занимается Дмитрий Кудря, также девочки занимаются бисероплетением. Наш город очень богат талантами — это я знала давно.

Т. Антошина

Комментарии:

Добавить комментарий: