Хроники Александрии

Такси на Дубровку

, 4.05.2010

Уважение, достаток, романтика. Такими эпитетами в советские времена была удостоена только одна рабочая профессия — таксист. Без „мохнатой лапы” в эту шоферскую элиту пробиться было невозможно. „Каста” имела свои законы и порядки, зачастую совсем не совпадающие с общепринятыми правилами социалистического общежития. Нам удалось разыскать людей, которые знают об этой профессии все. Их рассказы могли бы занять несколько томов печатных изданий. Ведь, по их признанию, каждый выезд на линию — это отдельная история, иногда смешная, иногда жуткая…

Виктор Гуляев. 45 лет водительского стажа. В трудовой книжке только одна запись — таксист. Комсорг, парторг, бригадир, ветеран труда. Имеет огромный „иконостас” наград. В 15 лет он зашел в ремонтную мастерскую и увидел, как на подъемнике поднимают машину. Процесс работы, мощь агрегатов его заворожили, и он решил — это его стихия.

Виктор пришел в автопарк в 1962 году и с тех пор он и понятие „баранка” неразделимы.

— Работа в таксопарке мне сразу понравилась, — рассказывает Виктор Михайлович. — Я активно занимался спортом, а тут тебе и футбол, и волейбол, и даже шахматы (спорт в АТП был в большом почете). В этом была большая заслуга начальника таксопарка Николая Никитича Салиенко. Вообще он был отличным руководителем — его уважали и ценили. Представьте, он каждого водителя знал по имени-отчеству… Один из своих первых выездов запомнился тем, что меня даже за водителя не приняли. Отвез пассажиров в Знаменку на вокзал и собираю попутчиков обратно до Александрии. Собрал, подвожу к машине, а они спрашивают: „А водитель — то где?” Я ведь совсем молоденьким был. А через два месяца попадаю в аварию. Думал, что на этом с шоферской профессией придется распрощаться, но ничего — выкрутился, тем более, что не я был виновником аварии…

Виктор Скалозуб. Таксист с 42-летним стажем. Прежде чем сесть за руль таксомотора, самолично собрал несколько развалюх и сейчас может разобрать и собрать машину полностью от первой до последней гайки.

— Когда я пришел в таксопарк, моим наставником назначили Гуляева, — рассказывает Виктор Сергеевич. — Он хоть и был еще молодым, но уже считался опытным водителем. Мы сдружились, и с тех пор, как говорится, дружим семьями. А вообще чем говорить про трудовые будни, расскажем мы лучше о том, что запомнилось больше всего из нашей таксомоторной практики.

Действительно, их „байки” оказались куда интересней, чем рассказы о выполнении плана.

„Трешка”

Привез Скалозуб клиента домой — к подъезду. Тот пообещал вынести деньги, но так и не вынес. Подумаешь, трешка! Пусть подавится ею — решил таксист и уехал. Через три(!) года к Виктору Сергеевичу на стоянке такси подходит парень и говорит: „Извини, братан, что тогда не смог деньги отдать — вот возьми трояк, который я задолжал”. Оказалось, что в тот вечер клиент был хорошо выпивши и, придя домой, завалился спать, а утром его арестовали за какие-то грехи, отвезли в каталажку, позже судили. Отсидев три года, вышел на свободу, но про долг не забыл!

„Жажда свободы”

Эту историю знают наверняка многие люди старшего поколения и, конечно, все таксисты. Петру Ефремовичу Турлюну оставалось 42 дня до пенсии, и он уже составлял план своих проводов. В тот день никто не заставлял его выезжать на линию, но ветеран войны считал, что работа есть работа. Это был последний день его работы и жизни. Позже следствие установит следующее. Турлюн по дороге на Знаменку взял попутчика — солдата. Тот оказался односельчанином Петра Ефремовича. Пообещал рассчитаться, если таксист отвезет его на родину. Подъезды к селу оказались размыты, и добираться до дома солдата решили пешим ходом. По дороге солдат нанес Турлюну 72 удара отверткой, которую он украл перед этим из машины. Забрав часы и деньги, оттащил тело в плавни, а сам пошел домой, переоделся и поехал кататься с друзьями на отобранной машине.

По правилам тех лет, если таксист не выходил на связь более двух часов после получения заказа, то это уже считалось ЧП, о котором докладывалось наверх, вплоть до киевского начальства. Так случилось и в тот раз. На поиски такси были подняты все службы. И уже на следующий день машину заметили с вертолета, а позже и задержали. Сегодня трудно сказать, было ли все в порядке с головой у солдата, но на суде он говорил, что хочет свободы. Когда его призвали в армию и направили на службу в бывшую ГДР, он угнал грузовик и пытался протаранить Берлинскую стену. За это ему присудили два года дисбата. Следуя по этапу через Александрию, он умудрился сбежать от конвоиров. А потом остановил такси… На суде он говорил, что его целью было любой ценой выбраться на свободу — за границу.

„Школьный портфель”

Отвез Гуляев пассажира в Куколовку, вернулся в парк, сдал кассу. Позже механик спрашивает: „Ты что, школьников возишь? У тебя портфель на заднем сиденье валяется”. Виктор Михайлович забрал портфель домой — решил там разобраться, что к чему. А когда открыл его, ахнул: такого количества денег он никогда в жизни не видел. Полночи с женой пересчитывали, оказалось 12 тысяч. По временам 60-х годов это несколько новых машин, а то и дом в придачу. Логически просчитав всех вчерашних клиентов, понял, что портфель забыл куколовский пассажир.

На следующий день поехал к нему. Приезжает, стучит в калитку. Ее открывает женщина вся в слезах — муж деньги потерял. Гуляев зашел в дом, а там его клиент убивается, кричит: „Тюрьма мне, лучше повешусь!” Оказалось, что он работает заготовителем, и накануне ему выдали деньги на закупку скота. Это мероприятие они с бухгалтером решили „обмыть” в Александрии. Хорошо обмыли — знатно посидели в ресторане! Естественно, утром заготовитель ничего не мог вспомнить, а когда увидел свой портфель в целости и сохранности, отблагодарил таксиста пятьюдесятью рублями. Кстати, зарплата таксиста в те годы составляла 60-70 рублей.

„Женщин в такси не брать!”

В 1967 году партия бросила клич: женщин в таксисты! Они, мол, вежливее, аккуратнее, внимательнее. Взял двоих и наш таксопарк. Как-то одна из них повезла в Светловодск двух красавцев не нашей национальности. Вернулась только через неделю — оказалось, загуляла. Директор парка был вне себя. А когда та же таксистка умудрилась сбить телегу с лошадью в районе площади Кошевого, его терпение лопнуло: „Пока жив, ни одна женщина таксистам у меня работать не будет!”

Историй, рассказанных выше, в арсенале наших таксистов не пересчитать. Виктор Скалозуб показал несколько шрамов на лице — следы „неудачных” поездок. Виктор Гуляев вспомнил, как целый день возил (не подозревая о том) человека, убившего накануне целую семью.

Да, не такая уж и романтическая эта профессия — таксист. Но ни один из Викторов не жалеет о своем выборе. Правда, на сегодняшнюю организацию таксомоторных служб смотрят с большим огорчением -позор! Это как в знаменитом кинофильме: „Кто заказывал такси на Дубровку?” Пассажир садится в машину, но за его безопасность никто не ответит. Таксисты проводят за рулем сутки, потому что их цель одна: заработать денег. Та же цель и у их хозяев. И им плевать на ГОСТы, тех- и медосмотры. Но это уже, как говорится, совсем другая история…

Сергей Гавриленко

Комментарии:

  1. интересные истории про все-таки непростую профессию..

    serGO!,
    5b62c76
  2. так себе статейка… не зацепила

    Кот,
    7014e5c
  3. Статья интересная, но можно и дальше развивать тему.

    Хурдымурды Тракторбаев,
    79e657e
  4. согласен, «не цепляет», но как все-таки иногда не хватает «обычных» статей

    serGO!,
    296e82c

Добавить комментарий: