Хроники Александрии

Все дороги ведут к храму

, 4.04.2010

Говорят, что все дороги ведут к храму, как реальные, покрытые асфальтом или булыжниками, так и те, под которыми мы понимаем пути к высшему и вечному. Однако, если выражаться подобно материалистам, в объективной действительности реальные дороги могут вести куда угодно, не только к храму, но и в злачное место, на пустырь или просто в дикую местность, где и сама дорога исчезает. О дорогах, ведущих к храму, и о прямом значении слова «дорога», и о духовном его смысле, как пути сердца, корреспондент «ОТ» разговаривал со священником Свято-Александро-Невской церкви отцом Анатолием.

Вначале разговор пошел о той дороге, которая не имеет пространственного измерения, однако в известной мере является материальной, то есть о том, как строилась Свято-Александро-Невская церковь. Отец Анатолий рассказал: «Построение Свято-Александро-Невской церкви началось в 2000 году, а в декабре 2006 года в церкви уже состоялась первая служба. До этого служба происходила в маленьком помещении, расположенном в районе Александрии, называемом в народе Тындой». На вопрос, когда образовался сам приход, отец Анатолий ответил: «В 1996 году, но буквально через год возникла необходимость в большом храме».

90-е годы в нашей стране, да и во всех странах бывшего Советского Союза, запомнились разгулом преступности и невыплатой зарплат, однако на период 90-х годов припадает и процесс массового возвращения потенциальных православных к Церкви и к Богу. «Решив строить храм, - объяснял отец Анатолий, - мы начали подыскивать площадку под его строительство в городе. Тогда еще существовало объединение «Александрияуголь», которое соглашалось строить церковь. Но вскорости объединение быстро стало неплатежеспособным, и, естественно, планы построить церковь были на время перечеркнуты. И мы начали искать. В ходе таких поисков и появился этот объект - старый дом, построенный еще до Октябрьской революции и являвшийся особнячком помещика. Данный дом был передан церкви вначале в аренду, а затем в пользование. Церковь можно было построить за два года, но требовались деньги на строительство, которые приходили только путем пожертвований на воздвижение храма прихожан и просто верующих людей. Для нас данная помощь была манной небесной. Церковь строилась 6 лет, и это был тяжелый труд. В строение церкви вошел дом помещика, а там, где сейчас внутри церкви сделана большая арка, это была внешняя стена дома. Мы пытались создать хотя бы минимальные условия для службы, а немного позже здание церкви расширили и сверху воздвигли колокольню».

Когда в разговоре речь коснулась того, что еще необходимо построить или достроить, отец Анатолий пояснил: «До конца доделать крестильню. Закончить колокольню. Она сейчас построена как каркас, и для ее конечного вида необходимы внутренние отделочные работы. Необходимо решить вопрос с отоплением. Плюс хозяйственные здания тоже требуют много работ». Отец Анатолий вышел из здания церкви во двор и показал: «Вот здесь, справа от церкви, расположены художественная и столярная мастерские. Слева - так называемая просфорная и трапезная. Хотелось бы между крестильной и художественной мастерской сделать навес, а само здание, где расположены мастерские, увеличить за счет построения на нем второго этажа, лучше деревянного.

Что же касается того, сколько необходимо церквей в Александрии, отец Анатолий поведал, что «среди власть имущих были высказывания - «есть одна церковь, и хватит». Хотя такая же церковь, как Свято-Александро-Невская, должна быть и на Баме, и на территории микрорайонов Октябрьский и Победа, где люди ютятся во время служения в крошечном помещении, да и между 14 и 15 микрорайонами. По нашим подсчетам, из общего количества населения города в церковь регулярно ходит меньше одного процента. То есть 99 процентов населения Александрии не являются регулярными прихожанами».

Однако сразу же возник вопрос: если у нас в городе так мало людей ходят в церковь, то зачем так много церквей? «Потенциально эти люди являются православными христианами,- объяснил отец Анатолий, - ведь почти все они крещены по православному обряду. То есть они православные, но, если можно так выразиться, не постоянные православные. Как только они станут постоянными православными, ныне существующих церквей в нашем городе для всех не хватит. Если сейчас хотя бы только три процента населения начнет ходить в церковь, то они не поместятся в ныне существующих храмах Александрии. Да и вообще ведь говорят, - чем больше храмов, тем меньше тюрем».

Когда отец Анатолий услышал вопрос о том, что расположенный поблизости от Свято-Александро-Невскои церкви молельный дом свидетелей Иеговы был построен очень быстро, он улыбнулся, а затем уточнил: «Был построен буквально за один сезон - с весны до осени. А касательно того, где брали деньги на строительство – я к ним, то есть к свидетелям Иеговы, в платежки и в накладные не заглядывал».

Корреспондент «ОТ» предположил, что, скорее всего, свидетелям Иеговы и протестантским церквям помощь приходит от аналогичных религиозных общин в Америке, которые очень богаты и тратят немалую часть своих денег на экспансию своей церкви в мире. «Вообще,- заметил отец
Анатолий, - в Америке все люди прикреплены к той или иной церкви, там нет, как у нас, потенциальных православных, потенциальных англикан или католиков. Преобладающее количество людей в Америке регулярно посещает церковь. Ранее между католической и православной церквями существовала договоренность не обращать православным в свою веру католиков, а, в свою очередь, католикам - не обращать в свою веру православных. Прозолетизм, то есть стремление обращать других в свою веру, был направлен только на язычников, поклонявшихся многим богам. Но такой договоренности так и не возникло между православной церковью и протестантскими церквями, как, собственно говоря, и между католической церковью и различными протестантскими направлениями в христианстве. С этой точки зрения протестантам закон не писан, так что это тоже способствует разрастанию их миссионерской деятельности среди православных и католиков».

Естественно, что речь в разговоре зашла и о конкретных дорогах. Например, о том, что раньше церкви строились в центре города, по крайней мере, такого не было, чтобы храм воздвигали на окраине. И к храму действительно шли дороги, то есть улицы брали начало от места, где было построено здание церкви. Церковь была географической точкой города и его архитектурным и духовным центром, и отец Анатолий пояснил, что «обычно не церковь строилась в центре города, а вокруг построенной церкви постепенно разрастался город. У нас, в Александрии, город начинался с берега Ингульца, где сейчас расположена улица 6-го Декабря и Дом культуры АМЗ. Именно в том районе, на месте нынешней школы № 2, была построена Свято-Николаевская церковь, которая в годы советской власти была разрушена. Как раз вокруг этой церкви и разрастался город. Позже, с ростом Александрии, на территории площади им. Ленина был .построен Свято-Успенскии собор, и вокруг него начали строиться улицы в строго геометрическом порядке. Потом на территории нынешней площади Кирова была построена Свято-Покровская церковь, а улица, которая тянулась между Успенским собором и Покровской церковью, называлась Соборной.

Нахождение церкви в том или ином месте любого нашего города говорит о том, как и когда расстраивался город. Например, когда наша Александрия начала расстраиваться в 50-х годах прошлого столетия, в ее расширение в силу идеологических особенностей того времени не входило построение церкви. Таким образом, в центре города, на его лобном месте, сейчас церкви нет. Наша же Свято-Александро-Невская церковь является правопреемницей Успенского собора, состоявшего из трех престолов, один из которых носил имя Александра Невского. Наша церковь сейчас находится в центре города и недалеко от того места, где стоял Успенский собор. Так что при построении нашей церкви часто велись разговоры, не назвать ли ее Свято-Успенской, однако решили, что пока что возобновим один из престолов, а именно Свято-Александро-Невский, так что полное возобновление Успенского собора о трех престолах - впереди, и мы на это очень надеемся.

Отец Анатолий с благодарностью упомянул имена активных участников и помощников в деле построения храма: С. К. Цапюка, Ф. Ф. Шмакова, Н. П. Мирошниченко, А. А. Лощенко, А. С. Лещенко, П. Н. Алексейчука, Д. Ф. Кириллова, В. А. Расшупкина, С. В. Монастырского, С. М. Землянского, Н. М. Куценко и В. Е. Ляшенко.

В заключение отец Анатолий поздравил всех читателей «ОТ» со Святым праздником Пасхи и пожелал здоровья душевного и телесного и помощи Божьей во всех делах.

Наш кор.

Комментарии:

  1. ===Корреспондент «ОТ» предположил, что, скорее всего, свидетелям Иеговы и протестантским церквям помощь приходит от аналогичных религиозных общин в Америке, которые очень богаты и тратят немалую часть своих денег на экспансию своей церкви в мире. ====так надо было прямо и спросить у Свидетеле Иеговы :-Где деньги взяли?????======Отец Анатолий с благодарностью упомянул имена активных участников и помощников в деле построения храма: С. К. Цапюка, Ф. Ф. Шмакова, Н. П. Мирошниченко, А. А. Лощенко, А. С. Лещенко, П. Н. Алексейчука, Д. Ф. Кириллова, В. А. Расшупкина, С. В. Монастырского, С. М. Землянского, Н. М. Куценко и В. Е. Ляшенко.

    Новости. Украина: Первая лига,
    9002e85

Добавить комментарий: