Хроники Александрии

Немецкое землячество «Видергебурт» в Александрии

, 10.12.2009

20 лет назад в Украине была создана организация „Видергебурт”, что в переводе на русский язык значит „возрождение”. Нетрудно понять, что целью создания землячества стало объединение немцев, которых в нашей стране, как, впрочем, и на всех просторах стран СНГ, проживает немало. Именно об этнических собратьях Баха, Шиллера, Канта, Гете и других славных германцев, знаменитых и не очень, будет следующий рассказ нашей рубрики, повествующей о многонациональной семье народов, живущих на Александрийщине.

Путь, усеянный шипами

Как гласит народная мудрость, человек в момент своего появления на свет не выбирает себе родителей, родину и национальность. „Мы не виноваты, что родились в это время на этой земле, — рассказывает директор александрийского центра немецкой культуры , Татьяна Сафронова. — Некоторые люди удивляются: как вам удалось попасть в общество немцев, вы что, из Германии? Нет, но мы родились и выросли здесь, и внешне ничем не отличаемся от украинцев, у многих даже фамилии и отчества славянские. Но при этом все-таки мы — немцы”.

Откуда же появились немцы в России и в Украине? По рассказам потомков переселенцев, когда Екатерина II, принцесса Ангальт-Цербстская, стала русской императрицей, для укрепления власти она пригласила в Россию своих земляков. На них можно было рассчитывать в случае бунта, да и не зря говорится, что на чужой сторонушке рад своей воронушке. По своей сути немцы всегда были миролюбивыми, набожными и трудолюбивыми. Точность, педантичность, аккуратность и бережливость — об этих их качествах ходят даже шутки и анекдоты. Вот, к примеру, почему то, что построили немцы, стоит долго? Потому что они сначала тщательно проектируют, вымеряют, строят, а потом уже пьют вино. У славян же, по немецким меркам, очень много праздников, суеверий и вообще зависимости от разных факторов, например, погодных. Поэтому они часто были недовольны собранным урожаем, а то и вовсе оставались ни с чем. А немцы чтили основные христианские праздники: Пасху, Рождество, Троицу и День урожая. И были обеспеченными исключительно благодаря собственному трудолюбию.

На просторы Российской империи Екатерина привлекла своих земляков освобождением от военной службы, которая противоречила их религиозным убеждениям; возможностью получения хорошего образования, на что у многих из них попросту не было средств. Тех, кто откликнулся на заманчивое предложение, матушка щедро одарила земельными наделами — от 45 до 60 га. Семьи переселенцев росли, а земельные наделы делились между наследниками. Так образовались целые немецкие поселения, и долгое время ничто не мешало мирному сосуществованию наших народов. Конечно, в ходе истории было много фактов, не лучшим образом отобразившихся на отношении славян к немцам. Но окончательно все перечеркнул Гитлер. Русские немцы вместе со всеми стали на защиту советского отечества. Чего стоит только подвиг Героя Советского Союза, летчика Николая Францевича Гастелло, который направил свой пылающий самолет на колонну фашистской техники. Но, невзирая на то, что среди обрусевших немцев были настоящие патриоты СССР, Родина сгребла всех под одну гребенку — время было такое. Кого-то из них ждали лагеря, кого-то расстрел без суда и следствия, а тех, кому повезло больше остальных, погрузили в эшелоны, как скотину, и вывезли подальше — в Казахстан и Сибирь.

Жизнь в изгнании

Татьянин дедушка по материнской линии, Яков Вильгельмович Лаукарт, был родом из Черниговской области. Его старшего брата, которому едва исполнился 21 год, расстреляли как врага народа. Жену погибшего с полуторагодовалым ребенком, как и всю семью мужа, сослали в Казахстан. Вплоть до официальной реабилитации в 1956 году советские немцы подвергались унижениям: они должны были ежедневно отмечаться в комендатуре, для них были закрыты практически все двери. На родном языке им приходилось общаться только в узком семейном кругу, куда входили люди, которые точно не сдадут. А некоторые, как и Яков Вильгельмович, вообще запрещали детям говорить по-немецки.

При сталинском режиме в ссылку отправляли не только немцев, но и „неблагонадежных” представителей других национальностей. В поселке, где росла Татьяна, жили мордвины, чеченцы, корейцы, белорусы и украинцы, репрессированные кто за мешок пшеницы, а кто за опоздание на работу. Жизнь в многонациональном поселке была дружная. Новеньким приезжим все соседи на улице предлагали свою помощь и принимали активное участие в решении проблем. И это без всякого подвоха, с открытой душой. А 20 лет назад семья Татьяны переехала из Казахстана в Александрию.

Объединение и возрождение

Конец 1980-х — начало этнического объединения граждан Украины немецкого происхождения. В это время возникают культурные и общественно-политические общества, образуются воскресные классы, появляются печатные издательства, возобновляется деятельность евангелийско-лютеранских общин. В Александрии первоначально общество немцев возглавлял Сергей Думлер, после него — Тамара Карпелюк,  а с января 2008 года — моя собеседница Татьяна Сафронова. Сейчас Ассоциация немцев Украины объединяет 148 региональных (областных и районных) культурных центров, в том числе и Александрийский, который находится в гимназии им. Т. Шевченко. Раз в два года украинские немцы собираются на фестивали, где общаются, обмениваются опытом и смотрят выступления художественных коллективов. Помимо этого, регулярно проводятся семинары, слеты и другие разного рода форумы, связанные с жизнедеятельностью немецких организаций. Центр немецкой культуры — это, по сути, клуб по интересам. Самих этнических немцев осталось очень мало, поэтому среди 50 членов александрийской организации, объединенных общими интересами и направленностью на сохранение и развитие немецких традиций и культуры, есть и русские, и украинцы, и вообще — все желающие. Некоторые люди приходят в центр в надежде получить благотворительную помощь, не зная, что это — некоммерческая организация, которая финансируется немецким благотворительным фондом. Деньги культурным центрам выделяются на конкретные нужды: приобретение очков или слуховых аппаратов для пожилых людей, оплату санаторно-курортного лечения детей-инвалидов, одиноких и неимущих людей, организацию „языковых лагерей” для детей и молодежи.

Двери центра немецкой культуры открыты для всех. Здесь можно изучать немецкий язык, узнать рецепты приготовления немецких национальных блюд, заняться рукоделием. Приветствуется любая добрая инициатива. Планов в центре много. Не так давно в Кировограде Татьяна Сафронова познакомилась с членами немецкой делегации из федеральной земли Бремена. Немцы уже три года курируют больницу Святого Луки, детский дом и гериатрический пансионат и были весьма удивлены тем, что в Кировограде и области есть центры немецкой культуры. Немцы решили дать возможность школьникам из Украины найти себе друзей в Германии посредством конкурса детских рисунков на рождественскую тематику. На обратной стороне своих произведений наши дети указывают свое имя и адрес для того, чтобы немецкие сверстники из Бременгафена, где будет экспонироваться выставка, могли написать письма авторам понравившихся им рисунков.

„Права ли поговорка: „Что русскому хорошо, то немцу смерть”? — спрашиваю Татьяну. „Наверное, это больше относится к спиртным напиткам, — улыбается она. — Ведь немцы могут спокойно общаться и за чашкой чая”.

Елена Карпачева

Комментарии:

  1. Зибен-зибен ай-лю-лю зибен-зибен айн-цвай!

    Ну и что?,
    86a75ab
  2. Яяяяяяяяяяяяяяяя!!! Яяяяяяяяяяяяяяяяяяя!!!
    Дас ист фантастиш!!!

    Ганс,
    47e32b1
  3. Более подробно об Александрийской немецкой организации можно ознакомится на страничке http://azw-alexandria.blogspot.com/

    Татьяна Сафронова,
    5afd58c

Добавить комментарий: