Хроники Александрии

Александрийские коресарими

, 19.11.2009

Когда-то нас учили, что все люди — братья, а дружба народов была одним из основных принципов нашей общей большой Родины. Сегодня все изменилось. Одной большой страны больше нет, а ее маленькие осколки в погоне за национальной идеей не заметили, насколько далеко отошли от позиции равенства и братства. Современные школьники уже не считают своими представителей других национальностей, пускай и живущих с ними на одной территории и ничего плохого им не сделавших. „Хачи”, „кацапы”, „узкоглазые” — эти клички давно стали именами нарицательными и для молодых людей прочно ассоциируются со словом „чужие”. А ведь Украина считается многонациональным государством, и среди ее граждан довольно большой процент представителей разных народов.

В рубрике „Мы вместе” „ОТ” расскажет о тех, для кого наша страна стала родной, кто привнес в ее культуру свои колоритные краски, украсил своими традициями, внедрил в обиход национальные блюда, да и вообще — стал своим и стремится быть полезным для общества. Мы такие разные, но все-таки мы — вместе.

Кореец корейцу рознь

Когда в начале 90-х корейцы стали торговать на рынках, они были встречены негативно. Люди не хотели покупать у них овощи и фрукты, косились с опаской и обходили стороной. Сейчас все наоборот — у корейцев, торгующих разносолами, от покупателей нет отбоя. А в сезон консервации украинцы сами приезжают к корейцам на поля за огурцами, помидорами и прочими дарами природы — здесь дешевле и свежее.

Всего в Украине живет около 50 тысяч корейцев. В 27 городах созданы региональные корейские ассоциации. А в нашей Александрии, точнее, в пригородном селе Протопоповке, обосновалась одна из самых больших корейских общин в Украине: более 180 человек.

Они называют себя коресарими (корейцы), хотя и сознаются: язык своей исторической родины почти забыли, зато отлично владеют русским и украинским. А вот свои обычаи берегут. Мы беседуем с одной из активисток корейской общины из Протопоповки Людмилой Шин на ее рабочем месте на Центральном рынке.

Мы считаем себя советскими корейцами, — рассказывает Людмила. — Когда-то давно в поисках заработка наши предки из Кореи приходили пешком в Приморский край. А после закрытия границы так и остались в СССР. Потом, попав под волну борьбы со шпионажем, были выселены в Среднюю Азию. Стали обживаться, выращивать рис — корейцы всегда славились земледелием. Учили в школах русский язык и язык республики, где жили. Так и получилось: я сама кореянка, родилась в Узбекистане, а гражданка Украины”.

Это к лучшему, что мы поселились здесь”, — говорит моя собеседница. И на примере своей семьи рассказывает историю образования корейской общины под Александрией. Еще в начале восьмидесятых ее двоюродный дядя Николай Шин стал ездить по просторам советской родины в поисках плодородных земель. Конечной остановкой стала Протопоповка: здесь и земли хорошие, и в сельсовете отнеслись с пониманием. Дядя перетянул в село родственников, а те — свои семьи. Взяли землю в аренду у колхоза, возделывали, они же стали и первыми фермерами. И сейчас в Протопоповке три фермерских хозяйства принадлежат корейцам. „Бытует мнение, что корейцы очень богатые и жадные, — говорит Людмила. — Но все, что мы имеем, достигли собственным трудом. Трудиться приходилось много — от безысходности, не на кого было рассчитывать, кроме как на себя”.

Приживались на чужбине тяжело — пришлось в буквальном смысле слова начинать жизнь сначала. Люда, которая в Узбекистане преподавала в музыкальном училище, все бросила и приехала за мужем, чтобы сохранить семью. Жила с двумя детьми в палатке. Говорила рабочим: „Знаете, вы богаче, чем я. Работаете и знаете, что получите деньги. А мне нужно еще позаботиться, чтобы было чем вам заплатить. Вы вернетесь домой, где есть электричество, газ и горячая вода. А мы ютимся в балагане”. „Мы не думали, что останемся здесь навсегда, — вспоминает Людмила. — Хотели подзаработать денег и купить в Ташкенте квартиру (однокомнатной для растущей семьи было уже мало). Но потом настолько привыкли, что через пять лет, когда поехала проведать маму, в Ташкенте жить уже не захотела. Все-таки Азия есть Азия. Мой сын говорит, что лучше Протопоповки места нет. Что бы он делал в Ташкенте в четырех стенах? А здесь — поле, озеро, свежий воздух” …

Чтобы помнили

Идея объединить протопоповских корейцев в ассоциацию впервые пришла в голову Сергею Шину, брату Людмилы. Объединиться, чтобы помогать в решении проблем с документами, поддерживать обычаи и традиции, учить язык, да и просто общаться. Из корейской ассоциации Киева в Протопоповку прислали жену пастора — Юлю. Вот уже четвертый год она приезжает каждый понедельник с проповедями, уроками языка и лекциями об истории и традициях корейского народа. В отличие от коренных корейцев, которые — буддисты, среди советских большинство — христиане. Протопоповские корейцы поддерживают контакты с посольством Кореи, принимают участие в Кореядах — ежегодных фестивалях, проходящих в разных городах, где есть корейские ассоциации. Но до создания собственной региональной ассоциации руки пока не дошли.

В прошлом году в Протопоповку приезжал корейский ансамбль. От его выступления в клубе у всех зрителей (не только у корейцев) остались яркие воспоминания. Людмила мечтает привезти в Александрию еще один, женский коллектив. Идей и планов, очень много. Были бы понимание и поддержка у общины.

Чье блюдо — корейская морковь?

Родина — там, где ты родился”, — считает Людмила. Сама она, бывает, тоскует по маленькому городку с узкими улочками в Узбекистане. А ее дети уже считают родиной Протопоповку. Большинство александрийских корейцев утратили родственную связь со своей исторической родиной. Теперь они — граждане Украины, со славянскими именами и корейскими фамилиями — Вон, Пак, Цой.

В их сегодняшней культуре тесно переплелись традиции многих народов. Из восточных осталось обращение к родителям на „вы”, уважительное отношение к мужу, как к главе семьи, обязательные большие празднования первого года жизни, свадьбы и 60-летия, которое родителям обычно организовывают дети. Кстати, среди корейцев нет алкоголиков. Они не напиваются, потому, что знают, что на следующий день не смогут работать. „Время — деньги” — одна из самых любимых их поговорок.

На самом деле, в Корее нет блюда под названием „морковь по-корейски”. Эта прижившаяся в Украине закуска — блюдо советских корейцев. Из национальной кухни в их рационе сохранился обязательный рис, блюда из сои, аналог нашей квашеной капусты — корейская „чим-чи” (пекинская капуста с острым красным перцем), кук-си -длинная лапша с бульонами и разными видами закуски, рыба „хе”, папоротник, грибы. Собак тоже едят. Но редко. Это — деликатес, который нужно уметь правильно приготовить. Им впору было бы уже открыть свой ресторан, но боятся прогадать. Ведь у корейцев рациональный подход ко всему: страшно рисковать и вкладывать деньги в бизнес, который неизвестно оправдает ли надежды и принесет ли прибыль.

Украинская кухня пришлась корейцам по душе. Борщ, картошка с котлетами, вареники, налистники всерьез и надолго обосновались на столах в корейских семьях. Как и узбекские, казахские, таджикские, русские блюда.

На самом деле, у нас много общего. 80% корейцев — граждан Украины — имеют высшее образование. И мечтают, чтобы их дети жили лучше них, выучились, нашли достойную работу. С весны до осени им приходится вставать в шесть утра и работать до позднего вечера, чтобы воплотить мечту в реальность. Но они не жалеют, что все сложилось именно так.

Елена Карпачева

Комментарии:

  1. я знаю люблю и уважаю корейцев из Протопоповки, они очень трудолюбивые и гостепреимные.

    лариса,
    41288b5
  2. Я живу в латинской америке и хорошо знаю своих собратьев по эмиграции — китайцев, корейцев, японцев, это самые трудолюбивые народы в мире, по моему мнению. О вредных привычках т.к. алкоголь и наркотики в их среде даже и говорить нечего. Их боги это — работа, образование и физическое совершенство. Украинцы — народ не меньше талантливый и способный, не хватает только силы воли и упорства.

    ivan,
    027905f
  3. Согласен! Это трудолюбивый народ! И в отличие от кавказцев не наглый!

    den,
    47e32b1
  4. это точно. народ народу рознь. есть такие, которые мирно живут и работают по соседству, а есть такие, которые приезжают, всё скупают и свои порядки заводят.

    sten,
    a1664be

Добавить комментарий: