Хроники Александрии

Система, уничтожающая знания

, 7.07.2009

В своих публикациях мы неоднократно обращались к теме внешнего тестирования знаний. Теперь с уверенностью можно сказать, что подобное нововведение не просто жалкое копирование убогой американской системы, а опаснейшее явление, способное разрушить признанную во всем мире лучшей нашу систему образования, доставшуюся Украине в наследство от Советского Союза. Возможно, кто-то станет упрекать меня в патологической ненависти к Америке, не была, мол, в Штатах, а судит. Автор данной статьи в Америке и вправду не была, но к мнению тех, кто там живет, прислушивается.

Люда и Валя — бывшие наши землячки, около восьми лет живут в Калифорнии. Жизнью в целом довольны, но очень уж переживают за свою бывшую родину. Рассказывая о достоинствах заокеанской жизни, заговорили и о недостатках. Часть разговора свелась к теме школьного образования. Сравнивали две системы: американскую и советскую. «Русским и украинцам в Америке трудно, — сказала Люда, — потому что американцы дико необразованы. «Продвинутая» часть населения свою систему образования так и называет — «тупой и еще тупее». Приведу пример, только не смейтесь. Не так давно знакомая американка радостно сообщила мне, что едет учиться в Европу и что теперь ей необходимо учить французский язык, потому как Европа, по ее мнению, «где-то во Франции…». Валя дополнила, что учащиеся выполняют на калькуляторах буквально все математические операции, в том числе и 2 × 4. А вообще некоторые родители сильно обеспокоены тем, что учителя задают непомерно сложные задачи. Как выяснилось, задачи, которые наши пятиклассники щелкают, как семечки, не под силу американским старшеклассникам.

После беседы с бывшими земляками нешутейно заинтересовалась обсуждаемой проблемой. Залезла в Мировую сеть, нашла пару цитат: Виктор Фридман (писатель, житель Америки): «Печально, но факт: в США уровень образования, особенно среднего, неуклонно снижается на протяжении нескольких десятилетии. Многие выпускники средних школ не могут написать без ошибки свой домашний адрес. Налицо полный кризис образования в стране. Все большее количество родителей осознают это и оставляют своих детей дома, где учат их по старым учебникам». Прочитав еще пару сообщений, спросила себя: «Зачем нам менять лучшее на худшее? Зачем нам тесты, заучивание, многобалльная система оценок, когда нужен полет мысли, игра логики, умение выразить и отстоять свое мнение? И вот снова нашла цитату французского профессора Арнольда: «Особенно опасна тенденция изгнания доказательств из школьного обучения. Доказательства в математике подобны орфографии и даже каллиграфии в письме. Ученик, не научившийся искусству доказательства, не способен отличить правильное рассуждение от неправильного».

Здесь меня осенило: выходит, все это кому-то нужно? Наверное, тупой нацией легко манипулировать. Только кому? Америке, которая сама варится в собственном прокисшем соку, или Европе, делающей хорошую мину при плохой игре, мол, у нас лучшие врачи, учителя и инженеры. Кстати, о врачах. Моя знакомая, живущая во Франции, приехала в Александрию лечиться, так как, во-первых, медобслуживание в Европе непомерно дорогое, а во-вторых, качество диагностирования и дальнейшего лечения оставляет желать лучшего. В Австрии, например, на жалобную мольбу пациента «помогите» доктор отвечает: «А чем я вам помогу?».

Теперь касательно тестов. Как заверили меня некоторые преподаватели, выбирая наугад ответы и имея некоторую долю интуиции, можно заработать даже средний бал. А еще, результаты тестов и уровень знаний — далеко не одно и то же. У многих вузов уже есть печальный опыт, когда студента с высочайшими результатами тестов приходилось отчислять… за неуспеваемость. И при всем этом систему, приводящую к деградации, пытаются внедрить повсеместно, подменяя привычные и такие родные экзамены.

Возвращаясь к моим американским собеседницам, напоследок приведу ностальгические воспоминания Людмилы Бутковой, помнящей школьные экзамены до мельчайших подробностей. «Я оканчивала 6-ю школу. Помню десятый выпускной класс. Билеты, вопросы, на каждый нужно дать ответ, что-то рассказывать, вытягивая из памяти даты, события, анализируя и подытоживая сказанное. В голове куча мыслей, и каждой нужно отвести свое место, чтобы при надобности выдать на-гора. Я почему-то всегда боялась дополнительных вопросов, но только теперь понимаю, что такие приемы развивали быстроту реакции, умение за короткое время сформулировать ответ. Зато после экзаменов такая легкость, ни с чем несравнимая эйфория».

Как ни крути, а системные знания формируют мышление, дают понимание, что ты не первый и не последний, что и до тебя жили, мучились, думали и умирали поколения людей, гордо передав этот факел.

Татьяна Михайлюк

Комментарии:

  1. Да Европе прививают толерантность и будет поглощена она черно-желтыми демонами

    Вася,
    19fcfe4
  2. «американцы дико необразованы» — прям таки, «дико»?!!
    Таня Михайлюк, покажите вашу лицензию на зоологическую американофобию.

    Задорноф,
    aea21e4
  3. «Сведем славян до языка жестов, только водка и табак» (с) Гитлер… Согласен с Татьяной.

    Аноним,
    0a28f5b
  4. +1 Аноним

    вава,
    80bdb98
  5. Соглашусь с тем, что система образования в штатах не на высоком уровне, и намного легче нашей, но и нашу систему не могу назвать правильной. Дети в штатах имеют свободное время на спорт и отдых после школы, не задумывались ли вы, что дети должны быть детьми,иметь свободное время на занятия любимым видом спорта, должен быть баланс. А что на Украине, дети бросают кружки и секции из того, что не успевают в школе, и дети далеко не глупые. ?! Да и сколько у нас этих кружков и секций, вот чему надо поучиться у штатов.

    На счет университетов, в штатах даже имея большие деньги, ты не можешь поступить в самый престижный университет, если у тебя не хватает знаний. Каждый занимает свое место.
    А что у нас, кто учится в престижных университетах, 50 % студентов которые с трудом окончили 11 классов, занимая места, которые должны принадлежать умным и одаренным детям.
    Штаты считаются второй страной после Японии по колличеству образованных людей, поэтому не могу согласиться, что американцы дико необразованы.
    Возьмем пример — Нобелевскую премию, статистика показывает что США имеет 270 лауреатов, за ней следуют Великобритания 101, Германия 76, не буду перечислять полный список, СССР- 14 ?! И что же тогда получается, что самая тупая нация сделала столько открытий.
    И еще одно, Америке дела нет до вашей системы образования, и никто не заинтересован манипулировать вами, а то что большая часть населения политически необразована на Украине, то это факт. Вот над чем и надо наверное поработать, что бы не думать, что кто то хочет манипулировать тупой нацией.

    Наталья,
    20bc8d8
  6. Наталья, что Вы такое говорите? Журналист написал — «дико необразованы», значит так и есть!

    Задорноф,
    55039f6
  7. Да, значит так и есть, не будем с журналистами спорить!

    Наталья,
    20bc8d8
  8. “Сведем славян до языка жестов, только водка и табак” — ага-ага, по вулицях Олександрії ходить прізрак Гітлера і заставля слов’ян бухать і курить…

    Влад,
    087cebe
  9. 4 года почти живу в Америке. Я Александриец. На Родине успел получить высшее юридическое образование. Сейчас переучиваюсь в США. Система школьного образования в Украине намного качественее! Это правда. Больше нагрузка и больше задают уроков, большее количество предметов. Только что потом? Многие знания полученные в школе остаются невостребованными, ненужными. Школьную систему Украине менять НЕ СТОИТ ВООБШЕ! Нужно просто более упорядочить и упростить немного. Высшее образовние Украины и США сравнивать нестоит. Здесь в Америке НАМНОГО лучше. Больше практики. Образование более доступное хоть и стоит дороже. Бедным вообше бесплатно. Так как и военным. Здесь в Америке больше шансов достич своих целей в жизни чем в Украине. Даже если начинать всё с нуля полного. Ребята цените Ваше школьное образование. В других странах такого нет. Но упорядочить и упростить школьное образование давно пора. И это не мои слова. Школьная программа за 10, 11 классы это что-то. Если делать всё и вовремя, то времени больше не на что не хватит. Только спать и учиться.

    Сергей Т.,
    8fea599
  10. Сірьожа, судячи з Вашої орфографії, система освіти в Олександрії трохи гірша, ніж в штатах. А поради щодо реформацій української освіти давати не поспішайте — почекайте, доки не замінять Вакарчука…втім, якщо його замінять знову на Ніколаєнка — то не подавайте, взагалі.

    Влад,
    14be4cb
  11. Влад сарказм здесь неуместен. Исходя из Ваших слов Вы имеете прямое отношение к образованию. Я очень уважаю таких людей. Мой папа и сейчас педагог в Александрии. Только я сравниваю Украину вцелом. Ваше личное мнение ? Что нужно делать? Думаю простым гражданам незачем знать фамилии этих людей. Нет смысла решать кто из них умнее. Ибо большинство руководителей стремятся больше к популярности в разного рода перепалках и словесных разборках.
    Очень интересно было бы пообщаться с Вами напрямую.

    Сергей Т.,
    8fea599
  12. Сергей Т., прямого відношення до освіти я не маю. Тільки, непряме.
    «Ваше личное мнение ? Что нужно делать?» — щодо першого запитання, то в мережі, аж через край вистачає моралізаторів і експертів за профілем «как нам обустроіть Украіну». Заповнювати подібними теоріями Алнетівський простір мені не кортить. Щодо другого запитання, то воно одвічне. Таким було, таким і буде. Поспілкуватися напряму дуже просто — реєструйтеся на форумі, пишіть в приват.

    Влад,
    0d386fa
  13. 2Наталья: не путайте образование с учеными. Вы наверное просто не в курсе, что в Штатах ученые в основной массе не выходцы с данной территории))) А про Нобелевскую премию тоже еще тот вопрос. Она фиксирует не «открытия» а вклад в развитие науки или смежного (типа мира). Я все равно считаю, что изменения в образовании на данном этапе слишком болезненны, чтобы не нанести вред. Со всем остальным согласен. Гм, ну разве что насчеи политической необразованности. Тут скорее каждый знает столько о наших «политиках», сколько весь народ Швеции не знает о своем короле))))

    Ляп,
    2138baa
  14. Влад а ти дiйсно думаеш щось змiнеться на краще якщо просто сидiти ? Вважаю Сергiй прав. Може дiйсно потрiбно щось робити ? Наприклад колективне звернення громадян.

    Вадiм,
    8fea599
  15. Я небыла в Америке, но думаю это страна умных политиков и просто умных людей. Если честно думаю они неглупее нас. Но если мы и умнее их что из этого? Что дальше? Почему все едут туда….Давайте и мы перекупим «мозги».

    Марина,
    8fea599
  16. Да Панове Ми найкраща нацiя у свiтi!!!! Ми самi наймудрiшi. :))
    Ми самi щирi :)) зовсiм нелукавi :)) Земля у нас сама радуща й мова спiвуча!! Наша держава НАУМОГУТНIША у свiтi…:)) Нащi вченi наймудрiшi…Найбагатшi у свiтi:))

    Egocentrik,
    8fea599
  17. Ну типа всё так, кто скажет за себя плохое.
    Люди бегите все назад в Украину;)) С Москвы, Питера, Европы, США!!
    У нас всё круче:))

    Вован,
    8fea599
  18. 2ляп, я просто была возмущена тем, что американцы дико необразованные люди! И пример с Нобелевскими премиями привела только показать что не такие уж они и тупые. И конечно же понятно, что многие из них выходцы из разных стран Европы и может даже Украины?!! Я не против нашего образования, вот только не надо говорить что* все это кому-то нужно? Наверное, тупой нацией легко манипулировать* какой образованный человек такое скажет, поэтому и возникает вопрос на счет политической необразованности, может я и не права

    Наталья,
    20bc8d8
  19. Наша нация самая мудрая, самая лучшая, и что из этого? Проблема в том что НАС имею, а не МЫ имеем, при всей вековой мудрости, уме, силе, богатой земле, ресурсах и т.д… Очень мудро с нашей мудростью здесь сидеть и спорить, в надежде что что нибудь изменится. Интересно, какая система такому могла научить?

    2 Наталья, всё это конечно никому не нужно, всё происходит хаотично, безобразно, так от фонаря, само по себе! Доллар подорожал — никому не нужно, кризис — тоже никому не нужно, случайно тебе вздумалось за кого то проголосовать, не нужно это никому! Закурить, забухать — никого это не интересует! Ребенку захотелось гамбургер в макдональдце — случайно, и т.д. Ни кто ни кем не манипулирует, вы что! Тем более тупой нацией! Кому нужна земля и её ресурсы где находилась тупая нация! Тупой нацией невозможно манипулировать, тем более это никому не нужно! А кто иначе думает — те «политически необразованные человеки» Ты наверно случайно здесь оказалась и такое написала. Или ты очень «политически образованна»? Что вообще значит ваша фраза «политическая образованность»?
    Ты не права.

    Согласный,
    0a28f5b
  20. да все по-старому….1 Украина и 2 Гетьмана…
    Одна У…но два Ю….:)))
    Каждый умнее другого….все без искличения…
    Первый правитель Аскольд…и тот не наш…
    Зато мы Москву построили…Кто сказал что мы самые умные? Мы сказали!!! Кто сказал это из чужих?? А?? Умнее Японии? Америки? Англии или Германии….Не смешите. Мы должны осознать….то что есть на сам деле и чтото решить. Для начала то, что мы НЕ САМЫЕ УМНЫЕ это точно!!

    Vova,
    8fea599
  21. Ум? Сила? Богатсво? Ресурсы? Хватит анегдотов!!! в чем это выражается? Все ето? Нет ресурсов. А те что есть не добываются не выгодно экономически. Кто умнее тот давно уехал…Богатство?Ж))

    Марина,
    8fea599
  22. 2 Согласный. На ты мы не переходили. Ну да, в белом доме сидят и думают как же уничтожить укр. систему образования, какой вид кризиса наслать и как закормить всех гамбургерами на Украине?! Не смешите, у них своих проблем хватает. А порабощать никто нашу землю не собирается, никому она не нужна.

    Наталья,
    20bc8d8
  23. 2Наталья: как раз порабощать нашу ЗЕМЛЮ желающих много))) а вот народ, это да. не поработить хотят, а переварить. «Нас разрежут на части и намажут на хлеб. коренными зубами разжуют, а потом нас из ж… выс.ут вон». (с)

    Ляп,
    2138baa
  24. Ты права Наташа я вижу отношение американцев к русским, украинцам и вижу отношение наших к ним….) меня поймут только те кто был заграницей и не 1 год прожил здесь уже :))
    Наташа в коком Ты штате? Я в штате Вашингтон, город Seattle

    Сергей Т.,
    8fea599
  25. Проблемы в системе образования действительно есть, но их не разглядеть в дилетантской статье на тему «Кто и где дурак»
    Система образования сегодня — это педагог, обладающий лучшими достижениями советской школы, современными инновационными технологиями обучения и полной свободой в выборе образовательных методик, это ученик имеющий право выбора у кого и чему учиться и несущий личную ответственность за развития своих творческих и трудовых способностей. Именно такой союз обеспечивает гарантированный уровень знаний, и причем тут Ющенко, Вакарчук и Давыденко? Что же изменилось в современной системе образования? Идеология — сегодня педагог должен научить ученика или студента самостоятельно добывать знания и это правильно. Если бухгалтер 2 месяца не читал бухгалтерських периодических изданий он уже не бухгалтер, если юрист незнаком с последними законодательными актами, он мало похож на юриста
    Что касается тестирования в системе образования, то это лишь один из многочисленных механизмов контроля знань и выбор только за педагогом. Внешнее тестирование помогло выявить проблемы школы — низкий уровень знаний в сельской школе, слабая организация самостоятельной работы учеников, перенос части коррупционных схем с высшей в среднюю школу, практически уничтожение заочного обучения, неразбериха во время вступительной кампании, но есть и позитив — в ВУЗы приходят дети с возросшим уровнем знаний, их стартовые позиции более предпочтительные. Вы спросите, а где же Америка? А зачем Вам Америка, думайте про своих детей и дайте им будущее!

    Y-U,
    de72c12
  26. 2 Сергей, ты прав, отношение разное. На самом деле, после некоторого времени пребывания заграницей меняется мировозрение. Я с семьей живу в РА

    Наталья,
    20bc8d8

Добавить комментарий: