Хроники Александрии

Решит ли независимое тестирование проблему коррупции в вузах?

, 20.03.2008

Однозначно ответить на этот вопрос пока не берётся никто, учитывая наш менталитет, направленный на непрерывное «прощупывание» слабых мест в любом хорошем начинании с целью возможного получения «левого» дохода.

К слову, недавно все мы имели «приятность» услышать в телевизионных новостях, что в Украине уже началось формирование «чёрного» рынка подпольной торговли сертификатами независимого тестирования оценки знаний. Даже была озвучена их начальная стоимость: три тысячи долларов. Однако «лазейка» для коррупционных схем имеет место не только в торговле сертификатами. Получение на руки такового — ещё далеко не гарантия поступления. Впереди сдача экзаменов в самом высшем учебном заведении. Вот здесь как раз и вырисовывается «коридор» для сохранения коррупционных схем. К примеру, оглашая правила приёма в вуз на текущий год, администрация предлагает абитуриентам сдать четыре вступительных экзамена — математику, физику, украинский язык и иностранный язык. Однако сертификаты вуз принимает только по первым трём предметам, так как независимого тестирования по иностранному языку не предусмотрено, и, естественно, сертификата никто не имеет. Экзамен по этому предмету абитуриенты будут сдавать в самом вузе. Вот и всё — благие намерения изжить коррупцию в образовании тут же уходят «коту под хвост».

Четыре вступительных экзамена или один — разницы никакой, без родного «хабара» в вуз уже не поступить. Если родители, поверив в честность системы, не успеют «подсуетиться», организаторы вступительной кампании в лице администрации высшего учебного заведения всегда смогут сослаться на «слабое» знание абитуриентом иностранного языка. Разговор в приёмной комиссии будет короткий и очень вежливый: «Да, ваш сын (дочь) привёз нам отличные сертификаты независимого тестирования по математике, физике, украинскому языку, мы их обязаны засчитать как вступительные экзамены, но, к нашему большому сожалению, принимая вступительный экзамен по иностранному языку, мы убедились, что он (она) в этой области имеет недостаточные знания для поступления в наш вуз. Произношение не лондонское». И что особенно интересно, газеты уже пестрят объявлениями о правилах приёма на 2008 год, в которых вузы (в том числе и военные) «почему-то» горят желанием убедиться в знании будущих студентов именно иностранных языков или других предметов, по которым независимого тестирования не предусмотрено.

Со слов начальника управления образования горсовета Е. О. Полтавец, прозвучавших во время недавней пресс-конференции, ясным было одно: система независимого тестирования пришла к нам из Европы, зарекомендовала себя хорошо, с каждым годом повышается количество желающих принять участие в тестировании. Народ, как всегда, горячо откликается на любые новшества правительства, а последнее, вытирая пот со лба, по-детски радуется, мол, видишь, дорогая наша украинская молодёжь, — всё для тебя. Подтверждением есть указ Президента Украины, в котором чётко сказано, что на протяжении 2005-2006 годов необходимо перейти на систему независимого тестирования. Другими словами, хватит жить по старинке, пора дать дорогу талантливым детям, тем самым пресечь негативные происки коррупционно настроенных чиновников от образования. И как отклик на призыв Президента, 31 декабря 2005 года выходит постановление Кабинета Министров Украины о создании в нашей стране центров независимого оценивания качества образования. На сегодняшний день создано восемь таких региональных центров.

Попутно на пресс-конференции со стороны присутствующего журналиста (историка по образованию) прозвучало нарекание в адрес непомерно сложных и запутанных вопросов к тестированию по истории, а также расхождения в датах некоторых исторических событий. С нареканиями представителя СМИ Е. О. Полтавец согласилась, хотя не во всём, акцентируя на всё возрастающем умственном потенциале нашей молодежи и новых подходах к системе образования. Также прозвучали опасения, что детей, живущих в сельской местности, подобные нововведения выбросят на «задворки» образования. Чего греха таить, далеко не все учителя, преподающие в сельских школах, являются высококвалифицированными специалистами. Порой один учитель совмещает «начитку» по нескольким предметам.

Далее методист научно-методического центра управления образования горсовета Л. Г. Хейнолайнен огласила даты проведения сессий независимого тестирования, начиная с 22 апреля и заканчивая 4 июня. Кроме основной сессии, существует так называемое пробное тестирование. По каждому предмету независимая оценка знаний стоит 19 грн. Хотя, со слов выступающей, прошлогодние тесты стоили куда дороже — 50 грн. Начиная с 15 марта, каждый абитуриент может попробовать себя на пробном тестировании, соразмеряя свои возможности и желания. Ответственной за проведение независимого тестирования в Александрии на сегодняшний день является Л. Г. Хейнолайнен. Центры, где будут проводиться тесты, — это УВО «Александрийская гимназия им. Т. Г. Шевченко», Александрийский УВК (общеобразовательное учебное заведение I-II ст. № 17 — лицей), УВК «Александрийский коллегиум».

На мой вопрос о том, почему иностранный язык не включен в перечень предметов, по которым проводится независимое тестирование в центрах по месту жительства абитуриента, а оставлен для экзамена в вузе, постаралась ответить директор гимназии им. Т. Г. Шевченко Е. А. Лобунская. Со слов Елены Анатольевны стало понятно, что дело не в самом предмете. На его месте мог быть другой. Это просто своеобразный экспериментальный (пробный) «манёвр» с целью «проверки» уровня подготовки будущих студентов. Возможно, что на следующий год иностранный язык окажется в числе тестов, а вуз предложит иной предмет. Кто бы сомневался — предложит обязательно. Надо же малообеспеченным ректорам и деканам за что-то жить.

Дописывая статью, неожиданно вспомнила поговорку: «Кузнец коня кует, а жаба и себе лапу дает». Это я к тому, что, может, рано нам перенимать опыт у Европы, далекой от таких понятий, как «лазейки» и «прорехи» в законодательстве и «левый» доход. У них стабильное правовое государство, реально работающая правовая система, социальная защищенность граждан. У нас всего этого нет, а вот «лапу» тянем. И пока в «высоких» кругах будет усиливаться клич по созданию центров независимого тестирования с дальнейшим «углублением», «изучением» и «внедрением», в среде нижестоящих структур системы высшего образования ни на минуту не прекратится прощупывание всевозможных «лазеек», «коридоров» и «каналов», по которым поплывут наши родные «откаты». В завершение очень хочется выкрикнуть лозунг: «Дорогу талантливой молодежи, долой взятки и коррупцию!». Только адресовать его некому.

Татьяна Михайлюк

Комментарии:

  1. Тестування проблеми не вирішить. Хитрі корупціонери швидко адаптуються до нових умов і будуть дерти ще дорожче під приводом того, що ось, мовляв як тепер важко вступити до ВУЗа, викладуйте зелень, євро та й гривні згодяться.

    Олександрієць,
    6d840ae
  2. Погоджуюсь. А яким чином здавати тестування при вступі до якогось Інституту мистецтв? Не розумію. Думаю, що тести — повна халепа!!!

    Пэля,
    8109ae8
  3. Олександрієць, «корупціонери будуть дерти ще дорожче» — надо не на коррупционеров надеяться, а в школе учиться нормально и своими силами в ВУЗ поступать. Привыкли вы уже, что все за бабло?

    Vovik,
    6e4f250
  4. Vovik, ти якось неадекватно на мене реагуєш. Ти пости по темі відправляй. Чи ти хочеш сказати, що я і один з корупціонерів? :))))))
    Тема новини: «Решит ли независимое тестирование проблему коррупции в вузах?» А ти одразу на особистості переходиш…

    Олександрієць,
    6d840ae
  5. Мне просто нравится с тобой общаться :) Нема ніякої неадекватної реакції, я насправді вважаю, що незалежне тестування — це корисна ініціатива. Якщо корупціонери підвищують ціни, це означає що система діє, що вона дійсно робить важчою (більш дорогою) підтасовку результатів — а це вже дуже добре.

    Vovik,
    6e4f250
  6. Vovik, а я трохи не зрозумів… ти радуєшся, що тепер корумповані працівники освіти будуть більше драти? справа ж не лише і не стільки в тому, що хабарі дають, а в тому, що створюються такі обставини (створюють їхм корумповані дяді-тьоті з ВУЗів), коли не дати означає не поступити, незалежно від рівня знань.
    інша справа — довести систему незалежного тестування до такого рівня, коли хабарники б у разі виявлення факту передачі грошей втрачали майже все, а тому взяти мало було б їм «нерентабельно», а з іншого боку — така сума щоб була нереальна для «платника» — отакий варіант був би ідеальним…. верхи б не брали мало, вимагали б дуже багато, а низи і при всьому бажанні не могли б такої суми сплатити….
    оце було б дієвим…. адже справа в тому, що хабарництво знищити неможливо, а втому, що треба його зробити економічно невигідним…

    Пухлий,
    c6c1a52
  7. Пухлий: «верхи б не брали мало, вимагали б дуже багато, а низи і при всьому бажанні не могли б такої суми сплатити» — так, саме на це й сподіваюсь. Сподіваюсь, що при централізованому тестуванні буде набагато важче брати хабарі, ніж при тестуванні «на місцях». Як воно насправді буде — побачимо/почуємо від майбутніх абітурієнтів.

    Vovik,
    6e4f250
  8. Есть ещё одно интересное наблюдение: вся система с регистрированием желающих пройти тестирование, я имею в виду анкетирование, очень напоминает негласный сбор сведений о населении, даже номер мобильного просят внести — на случай «экстренных» ситуаций… ну какие там ситуации?.. всё сводится к обычному манипулированию, под видом проявления заботы и профессиональному подходу к делу… а так получается очень даже неплохая база данных для соответствующих служб.
    з.ы. не сочтите за паранойю )
    з.ы.ы. вот вам и на! очень рад найти этот сайт, 4 года учился в АИТе, давно уехал и повода вернуться не представлялось, привет всем студентам группы АВ-902.

    Одессит,
    20ff3ee

Добавить комментарий: